Ирина Васильева
Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Новогодние народные праздники и традиции»
Группа №3 «Солнышко»
Воспитатели:
Краева В. Н.
Ефремова И. С.
Январь 2016
Проект «Новогодние народные праздники и традиции»
(«Рождество», Святки»,»Крещение») .
Вид проекта : познавательно – творческий.
Публикация «Проект „Новогодние народные праздники и традиции“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Продолжительность: месяц.
Участники : дети средней группы, воспитатели, родители.
Проблема:
отсутствие интереса у детей к изучению культурных традиций своего народа.
Актуальность:
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась
в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети
быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.
Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.
Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.
Цель:
• Знакомство детей с обычаями и традициями русских народных праздников, дать детям представления об обычаях и традициях русских народных праздниках, подвести детей к выводу о том, как важно уметь приносить радость другим людям.
• Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуре.
Задачи:
• - Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
• - Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.
• - Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
• - Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)
• - Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
• - Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
• - Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей о устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Основная часть:
• Познание.
Беседа о народных традициях и обычаях.
Рождественский сочельник (7 января)
Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушеными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями медовыми, пирогами постными, пряниками в форме звезды. В этот вечер первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Это группы детей, которые, объединившись, ходят от дома к дому с исполнением колядок. В колядках дети желали богатого урожая.
По традиции колядование — это обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершается накануне Рождества (6 января, Васильева дня (13 января, Крещения (18 января).
В это время начинаются Святочные гадания — гадания, проводимые в период зимних святок (с Сочельника по Крещение).
История рождественской елки
В XIX в. в семьях более или менее состоятельных горожан — но не у всех — стало принято в рождественский сочельник зажигать елку. Рождественская елка пришла к нам на Русь во времена Петра I. Тогда же, в 1700 г., было установлено считать началом нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше. Рождественская елка к нам, как и в другие европейские страны, пришла из Германии, где на Рождество в XIV в. было перенесено начало года. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественские елки поначалу устанавливались только на главных городских площадях. Елки в том виде, как мы их знаем теперь (украшенные свечами, игрушками, сладостями, фруктами, появились в Германии лишь в конце XVIII в. В качестве детского празднества рождественская и одновременно новогодняя елка в России известна с начала XIX в. Но это был праздник лишь для детей из состоятельных семей. Дети из простых семей этого праздника не знали.
Новый год
Утром и днем в первый день нового года повсюду в России исполнялись благопожелания и величания — колядки, авсеньки, таусеньки, виноградья. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки.
Свиные ножки высоко ценились подростками из-за косточек лодыжек, которые называют бабками. Игра в бабки в канун и в первые дни нового года некогда имела священный смысл, поскольку в древности предполагала обращение к небесным светилам. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, ряжений, игр, представлений.
Крещение (19 января)
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Рассказ воспитателя «Рождество какой это праздник», «По одёжке встречают», «Рождество и Святки», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».
Д. И «Подари семье радость», «Вспомни пословицу о семье».
Рассматривание «Детская библия».
• Коммуникация.
Беседа «Что Вы знаете о народных праздниках»,»Какие новогодние традиции в вашей семье».
Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
Постановка театрализованных представлений «Двенадцать месяцев».
Рассматривание картин А. А. Соловьёва «Тройка».
• Социализация.
С/р игра «Маленькие помощники», «Семья - У нас праздник», «Родной дом».
Создание книжек-малышек»Новогодние народные праздники».
Д. И. «Кувшин доброты».
• Художественное творчество.
Аппликация»Ряженые»
Рисование «Зимние забавы», «Открытка к празднику».
Ручной труд «Рождественская звезда», изготовление рождественских подарков.
Аппликация «Библейские животные».
• Безопасность.
Беседа «Правила поведения во время проведения праздника».
• Физическая культура.
П. И «Гуси – лебеди», «Палочка – выручалочка», «Заря», «Горелки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк»
Русские народные игры «Тень, тень, потетень», «Весёлый бубен».
• Здоровье.
Беседа «Как не заболеть во время праздника!» «Осторожно - Конфеты, шоколад и другие сладости».
• Чтение художественной литературы.
К. Лукашевич «Рождественский праздник», И. Токмакова «Самая красивая звезда», О. Гурина
«Святой вечер, добрый вечер!», Л. Пальмин «Рождественская звезда», А. Фет «Стихи о Рождестве». Разучивание потешек, пословиц, скороговорок, закличек.
• Создание условий для самостоятельной деятельности.
Книги и открытки по теме «Народные праздники и традиции»,
Центр продуктивных видов деятельности: подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани,наряды для переодевания в ряженых.
Центр строительно - конструктивных игр: природный материал, пластилин, бросовый материал.
• Взаимодействие с родителями.
Консультация «Приобщаем детей е народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках.
• Заключительная часть.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей.