Валентина Родюкова
Проект «Народные промыслы Курского края»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Народные промыслы Курского края»
Автор: Родюкова В. Г., воспитатель группы общеразвивающей направленности №5
Выбирая тему для своего проекта о Курском крае, я основывалась на личных предпочтениях и интересах. Судьба сложилась так, что мне со школьной скамьи близко знакомы некоторые промыслы нашей области, а именно –кожлянская игрушка и гончарство, поэтому я решила уделить им особое внимание и расширить кругозор, изучив и другие промыслы, которыми оказалась богата наша Курская земля. Так возник проект «Народные промыслы Курского края», который пришёлся по душе и детям моей группы, т. к. предполагал много занятий как познавательного характера, так и творчество направленного.
Публикация «Проект „Народные промыслы Курского края“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Здесь немаловажную роль сыграли мои близкие отношения с Дроняевской средней школой, выпускницей которой я являюсь, и в которой уже давно основаны музей кожлянской игрушки и гончарный цех, изделия мастеров которого завоевали уже своё прочное место на Коренских ярмарках и всевозможных выставках всероссийского масштаба. Несмотря на то что дети не могут посетить эту школу и познакомиться воочию с людьми, которые возраждают промыслы в нашей области, мы наладили с ними контакт через видеопослания, записанные на камеру. Ребятам было интересно не только познакомиться с мастером Абакумовой Натальей Васильевной,которая возродила гончарный промысел в селе Дроняево, а на базе школы развила его так, что без изделий этого цеха нельзя представить ни одну Коренскую ярмарку. Дети увидели сам процесс производства гончарных изделий, их обжиг, роспись. Им интересно было смотреть, как школьники знакомятся на уроках труда с технологией производства горшков, как проходят выставки, в которых принимают участие и сами дети. Мастера любезно предоставляли нам готовую глину, чтобы и мы пробовали лепить на наших творческих занятиях, а так же дарили нам свои изделия, которые мы помещали в наш мини-музей, основанный в группе.
Через видеопослания ребята познакомились с моими учителями -Пашковой Викторией Витальевной, Ивлевой Ольгой Илларионовной и Гасниковой Светланой Ивановной,которые создали в школе такие музеи, как «Музей курских писателей», «Музей старины и родного села», «Музей Кожлянской игрушки» и познакомились с их экспонатами. На познавательных занятиях мы узнали, что такое музей, как надо вести себя правильно в музеях, попытались создать свой музей и,конечно, посетили «Музей русской старины», находящийся в детской библиотеке №8, с которой наш сад тесно сотрудничает много лет.
Реализуя проект, я постаралась донести до детей любовь к своей «малой родине» через игрушки, которые мы тоже старались лепить, через произведения курских писателей о мастерах, через личные впечатления о мастерах, с которыми мне посчастливилось общаться. В частности, с Ковкиной Валентиной Венидиктовной, заслуженной мастерицей России, которая сохранила промысел Кожлянской игрушки и передала его молодым поколениям. К этому искусству на занятиях по изодеятельности я старалась приобщить детей и вложить в них частицу любви ко всему, что можно сделать своими руками.
Содержание проекта :
1. Краткая аннотация проекта.
2. Постановка проблемы.
3. Цели и задачи проекта.
4. Методы реализации проекта.
5. План мероприятий по реализации проекта.
6. Ожидаемые результаты.
7. Ресурсы проекта.
8. Практическая значимость результатов.
Краткая аннотация проекта.
Участники проекта
• воспитанники группы ;
• родители воспитанников группы ;
• заместитель заведующего по УВР ;
• заведующий МБДОУ.
Актуальность проекта
Проект посвящён ознакомлению дошкольников с народно-прикладным творчеством Курской области – малой Родины каждого из детей.
Актуальность проекта связана с тем, что народно-прикладное творчество – это область познания в которой можно не только показать предметы, сделанные руками мастеров, но и содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей своими руками. Это в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики рук, что благоприятно сказывается на общем уровне развития каждого ребенка.
Проект направлен на развитие и углубление у детей дошкольного возраста эстетического познания о народном прикладном искусстве, являющемся одной из граней, способствующей пониманию ребёнком важности патриотических чувств в жизни каждого человека.
Вид проекта
• познавательно-образовательный, художественно- творческий, краткосрочный.
Срок реализации:
• Январь-май
Постановка проблемы.
Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия искусства и собственной художественной деятельности. Работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру только тогда принесёт пользу, если идеи, заложенные в нём, будут осуществляться постоянно.
Одной из основных таких идей, я считаю, является идея патриотизма, которая может раскрываться через ознакомление детей с культурой народа, места, где проживает ребёнок. Безусловно, дети не могут полно и глубоко познать всю глубину этнической культуры своего места – своей малой Родины. На эмоциональном уровне у воспитанников необходимо развивать интерес и внимание к традициям края, интерес к жизни и труду взрослых людей, чувство гордости за достижения наших земляков.
Эта задача может найти свою реализацию через проект «Народные промыслы Курского края», в ходе реализации которого дети не только повысят уровень знаний о Курском крае, но и станут связующим звеном между прошлым и будущим нашей Родины, сохраняя при этом накопленный опыт поколений.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям увидеть очарование и красоту народного промысла, а также пригласить их мир, где царит эта красота через самостоятельную изобразительную деятельность.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта :
• изыскать дополнительные способы повышения уровня эстетического развития детей через одну из составляющих патриотического воспитания – знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Курского края.
Задачи проекта :
• пополнение знаний дошкольников о народном декоративно-прикладном искусстве Курского края;
• активизация самостоятельной творческой активности детей;
• пропаганда патриотического воспитания через знакомство с народно-прикладным творчеством.
Разработка проекта :
• донести до участников проекта важность данной темы
• создать развивающую среду: подобрать материал, предметы быта для выставки,
• иллюстративный материал, художественную литературу
• составит перспективный план мероприятий
• подвести итоги работы-диагностика и анализ результатов.
Методы реализации проекта
Выполнение проекта :
Познавательная деятельность- Тематические занятия: «Народное декоративно
-прикладное творчество», «Курская игрушка»,
«Кожлянская игрушка», «Ковроткачество»,
«Бондарство»,«Гончарство», «Художественная ковка» и др.
Создание альбома «Курские мастера».
Продуктивная деятельность - Лепка предметная «Курская игрушка», аппликация
«Курский ковёр», рисование декоративное по мотивам
вышивки,рисование дидактическое «Кожлянская
игрушка», лепка коллективная из глины «Чайный
сервиз для игрушек»
Коммуникативная деятельность,
чтение- Чтение произведений курских поэтов и писателей (о
промысла и мастерах)
Работа с родителями Посещение экспозиции Курского краеведческого музея
по теме проекта; посещение Коренской ярмарки;
Центра творчества (с. Дроняево) Областного Дома
народного творчества (г. Курск, ул. Советская, 93)
Игровая деятельность
Труд
План реализации проекта.
Перечень мероприятий
Информационно-подготовительный этап:
Сотрудничество с родителями по
пополнению развивающей среды.
Подготовка информации для занятий (январь)
Основной этап:
1. Вводная беседа «Народное
декоративно-прикладное искусство»
2. Тематические занятия:
«Кожлянская игрушка», «Гончарство»,
«Курская игрушка»,
«Ковроткачество-гордость курских мастеров»,
«Художественная керамика», «Художественная ковка»,
«Батик», «Бондарство» и др.
3. Художественный труд
«Лепим кожлянскую игрушку»
«Роспись кожлянской игрушки»
«Лепим чайный сервиз для игрушек»
«Роспись сервиза»
«Аппликация «Курский ковёр»
Рисование по мотивам расшивки и др. (Февраль - апрель)
Заключительный этап:
«Живой» музей курских промыслов
Фотовыставка «Промыслы Курского края»
Создание альбома «Курские мастера" (Май)
Ожидаемые результаты
Знание детьми информации о курском декоративно-прикладном творчестве.
Воспитание у детей устойчивого интереса к творческой работе по созданию полезных и красивых вещей и уважения к мастерам своего дела.
Создание достаточных условий для пополнения знаний дошкольников о народном прикладном творчестве.
Понимание детьми значимости этих знаний для будущих поколений.
Формирование морально-этических качеств личности через художественное творчество.
Ресурсное обеспечение проекта
• Устав ДОУ
• Использование развивающей среды
• Методические и дидактические пособия
Практическая значимость результатов
Воспитана потребность в развитии творческой активности у детей.
Созданы необходимые условия для повышения эстетического уровня развития у дошкольников.
Сформировано чёткое представление у детей о значимости народных промыслов как одной из составляющих патриотического воспитания.
Разработан перспективный план занятий проекта.
Систематически проводятся занятия по художественному творчеству с детьми.