Елена Шейкина
Педагогический проект в старшей группе «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска
Проект
По доминирующей деятельности: познавательно-творческий
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный
Публикация «Педагогический проект в старшей группе „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Заявитель: дети старшей группы
Автор проекта : воспитатель Шейкина Елена Сергеевна
Проблема: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, многие дети не знают,что такое музей. А так же дети не знают,какие народные промыслы есть в нашей стране.
Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не владеют обобщающим понятием, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к культурно-эстетическим ценностям родной страны.
Объект проектной деятельности : Народные художественные промыслы России.
Предмет проектной деятельности : Народные традиции.
Цель проект : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности
Задачи проекта :
-формировать знания у детей о народных промыслах России
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Ресурсы проекта :
Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)
Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям, аудиопроигрыватель, интернет, дидактические материалы, музей.
Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель, экскурсовод.
Этапы проекта :
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями
Организационный Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов. Проявление инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности. Помощь в подборке материала.
Основной Чтение книг, проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды. Подбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок. Разучивание песен. Оформление мини-музея народных промыслов. Организация экскурсии в музей. Активное участие в реализации проекта : участие в беседах. Самостоятельная творческая деятельность. Активное участие в экскурсии. Помощь детям разучивать стихи.
Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея. Рекомендации: Активно участвовать в образовательной работе группы. Вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.
Заключительный Оформление выставки рисунков и поделок детей; Участие в экскурсии в «Первый музей славянской мифологии». Участие в экскурсии выходного дня.
План образовательной деятельности:
Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Социально-коммуникативное развитие Дид. игра «Укрась слово» Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи
- «Подбери тень»
-«Найди пару»
«Составь букет»
-«Разрезные картинки»
-«Русские узоры»
-лото «Хохлома»
Образовательные Трудовая деятельность на участке – сбор мусора и веток.
Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой домашний адрес?»
Настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Подборка дидактических игр по теме проекта.
Речевое развитие Обучение рассказыванию
«Русская народная игрушка» Заучивание небылицы «Богат Ермошка»
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). Иллюстрации по теме «Народные промыслы».
Художествен-
ная литература.
Познавательное развитие Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»; Иллюстрации с изображением народных промыслов.
Предметы прикладного искусства в мини-музее группы.
Видео презентация об истории разных видов народных промыслов. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала; Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»; Лепка «Дымковская барышня»;Рисование матрешек;Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов. Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;Рисование «Гжельские петушки».
Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями Раскраски, силуэты, обводки, карандаши, краски, фломастеры, мелки, пластилин, альбомы для рисования Создание альбома «Народные промыслы».
Физическое развитие Подвижные народные игры;
Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»; Утренняя гимнастика «Матрёшки», Гимнастика после сна «Неваляшки».
Мячи, маски, скакалки, обручи и другие атрибуты для подвижных игр. Рекомендация включать в прогулки с детьми подвижные игры.
Ожидаемый результат:
В конце проекта дети имеют представления о видах народных промыслов. Проявляют интерес и желание еще больше узнать о промыслах и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Принимают активное участие в познавательной и творческой деятельности проекта.
Критерии оценки результатов по диагностике:
Низкий: Ребенок затрудняется назвать большинство видов декоративной живописи. Не может различить их по внешнему виду. Не проявляет интереса к познавательной и творческой деятельности.
Средний: Ребёнок может назвать некоторые виды декоративной живописи с частичной помощью взрослого. Может определить некоторые виды живописи по внешнему виду. Может создать некоторые узоры по бразцу на бумаге с помощью взрослого. Проявляет творческий и познавательный интерес, но только в групповой деятельности.
Высокий: Ребёнок может самостоятельно назвать несколько видов декоративной живописи. Большинство может определить по внешнему виду. Принимает активное участие в познавательной деятельности. Самостоятельно может изобразить некоторые узоры на бумаге по образцу. Активно участвует в творческой деятельности, как в самостоятельной, так и в коллективной. Охотно принимает участие в игровой деятельности.
Продукт проекта :
• Выставка рисунков и поделок детей;
• Мини-музей «Народные промыслы».
• Консультация для родителей.
• Видео о народных промыслах.
• Альбом «Народные промыслы».
Презентация проекта : Экскурсия в музей «Славянской мифологии».
Рефлексия: В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:
Негативные последствия Способы коррекции
Некоторые дети не проявили интерес к теме проекта Подобрать как можно больше интересной и красочной литературы по теме, аудио и видео материалы, дидактические игры.
Не удастся собрать материалы для оформления мини-музея. Привлечь как можно больше родителей для сбора предметов прикладного искусства, подготовив консультацию о художественно-эстетическом воспитании детей.
Родители не окажут помощи и не примут активного участия в реализации проекта. Провести беседу о необходимости и значимости участия родителей в образовательной и творческой деятельности группы. Заблаговременно сообщить о предстоящей теме проекта.
Список использованной литературы:
• Н. С. Голицына; «Конспекты комплексно-тематических занятий»;
• О. В. Дыбина: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», 2014год;
• Н. В. Коломина: «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010год;
• Периодические издания;
• Интернет ресурсы;
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014год.