Наталья Иванова
Проект «Сюжетно-ролевая игра в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Сюжетно-ролевая игра в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
с тяжёлыми нарушениями речи"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обоснование значимости педагогического проекта 3
2. Анализ готовности образовательного учреждения 6
3. Цели и задачи проекта 8
4. Этапы проекта и методы его реализации 9
5. Планируемые результаты реализации проекта 11
6. Критерии, показатели эффективности проекта и методы их оценивания 12
Публикация «Проект „Сюжетно-ролевая игра в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
7. Перечень учебно-методических источников по теме проекта 13
8. Приложения 14
1. Обоснование значимости педагогического проекта
«Сюжетно-ролевая игра в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Коммуникативные способности включают как правильную отправку сигналов, так и их правильное принятие. От того насколько развиты коммуникативные способности человека зависит его успешность и в личной и профессиональной сфере.
Формирование и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста зависит от компетентного подхода педагогов ДОУ к процессу речевого развития дошкольников.
В свою очередь речевое развитие в дошкольном возрасте в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования «включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха…».
Речевое развитие дошкольников осуществляется не только посредством организованной образовательной деятельности, но и через другие различные виды деятельности в режимных моментах, в том числе и через игру.
Дети дошкольного возраста с нормой развития, при грамотно организованном педагогическом воздействии без особых усилий овладевают речью, могут с легкостью устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Но, к сожалению, с каждым годом все большее количество детей дошкольного возраста нуждаются в коррекции нарушений речи, в том числе тяжелых.
Отличительная особенность детей с тяжелыми нарушениями речи от детей с нормой развития заключается в том, что это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь, особенно на уровне произвольности и осознанности. Для такой категории детей характерны отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. А вместе с тем, полноценная речь ребенка является одним из основных условий его успешного развития, развития коммуникативных способностей и как следствие успешное дальнейшее личностное развитие.
В связи с выше изложенным можно констатировать, что, коммуникативное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи является одной из важнейших задач педагогов ДОУ.
Для детей дошкольного возраста, в том числе и с нарушением речи «игра» всегда была и остается ведущим видом деятельности, которая в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе и речевого развития.
Игровая деятельность, как отмечают А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (педагогом, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий в целом эффект.
К сожалению, как показывает современная практика, игровая деятельность дошкольников отодвигается на второй план в связи высокой «загруженностью» детей другими видами развивающих и обучающих занятий, и видов деятельности.
Вместе с тем, заметное снижение потребности в общении ребенка с нарушением речи, изолированность его от группы сверстников, определяют актуальность данной проблемы на современном этапе развития системы коррекционного дошкольного образования.
Анализ литературы показывает, что исследований в области коммуникативного развития дошкольников с речевыми патологиями достаточно мало.
Таким образом, социальная значимость проблемы коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи, недостаточная ее теоретическая разработанность, своеобразие вербальной коммуникации детей с речевыми нарушениями, необходимость совершенствования педагогического процесса в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи определяют актуальность нашего проекта.
При разработке исследовательского проекта мы исходили из гипотезы, согласно которой, развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР будет наиболее успешным, если:
- содержание коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет определяться с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства общения;
- технология формирования и дальнейшего развития коммуникативных способностей будет реализовываться по этапам, включающим: создание мотивации детей на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление дошкольников со средствами и способами общения, а также развитие коммуникативных способностей в репродуктивной деятельности; дальнейшее творческое применение детьми коммуникативных навыков;
- средством формирования коммуникативных способностей будет выступать специально организованная сюжетно-ролевая игра.
2. Анализ готовности образовательного учреждения к реализации проекта «Сюжетно-ролевая игра в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 505 комбинированного вида находится по адресу: 630119, город Новосибирск, Кировский район, улица Петухова, 120/1, телефон:3448831, руководитель: Гладкова Наталья Викторовна.
Здание детского сада построено в 1991 году.
В период с мая 1991 года по февраль 1998 года ясли-сад № 505 был структурным подразделением завода (ОАО) "Сибстанкоэлектропривод".
1998 год - ясли-сад передан на баланс Управления образования администрации Кировского района.
В целях расширения сети дошкольных образовательных учреждений на базе муниципального имущества было создано дошкольное образовательное учреждение детский сад № 505, предметом и видом деятельности которого было определено воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста. С ноября 2004 года в детском саду открыты 2 группы для детей с нарушением речи.
В настоящее время в детском саду функционирует 6 групп на 163 места, из них две группы - компенсирующего вида, три группы - общеобразовательного вида и одна группа для детей раннего возраста.
В детском саду работают квалифицированные специалисты с высшим и средним профессиональным образованием: воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
В детском саду созданы все необходимые условия для адаптации малышей, интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста.
Общее число воспитанников – 163 ребенка;
Общее количество педагогов – 17.
Приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения :
- физкультурно-оздоровительное;
- коррекционное;
- познавательное.
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении организована в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);
- Уставом Учреждения.
3. Цели и задачи проекта
Целью проекта является : разработать и апробировать систему мер развития коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством сюжетно-ролевой игры.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Конкретизировать содержание коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.
2. Разработать диагностический инструментарий, направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
3. Определить первоначальный уровень (на начало учебного года) развития коммуникативных способностей детей с ТНР 5- 6 и 6 – 7 лет.
4. Разработать программу сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста с ТНР и методические рекомендации для воспитателей.
5. Провести апробацию программы сюжетно-ролевых игр.
6. Проведение итоговой диагностики.
4. Этапы проекта и методы его реализации
Проект рассчитан реализацию его в течение трех лет (2017 – 2020 гг.).
В проекте будут принимать участие старший воспитатель, узкие специалисты и педагоги старших коррекционных групп детского сада.
Основные направления деятельности Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный этап
1. Разработка диагностического инструментария. 1. Изучение научно-методической литературы и подбор критериев оценки уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Сентябрь – октябрь 2017 г. Старший воспитатель, воспитатели.
2. Разработка карты наблюдения за сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников с ТНР Ноябрь 2017 г. Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед
2. Определение уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР. 1. Проведение наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой дошкольников с ТНР с фиксацией данных в картах наблюдений. Декабрь 2017 г. Воспитатели групп.
2. Анализ данных наблюдений за сюжетно-ролевой игрой, определение уровня развития коммуникативных способностей детей с ТНР на первоначальном уровне. Январь 2018 г. Ст. воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
3. Разработка программы сюжетно-ролевой игры и методических рекомендаций. 1. На основе диагностических данных, определение тематики сюжетно-роевых игр для дошкольников 5-6 и 6-7 лет на учебный год. Февраль 2018г. Ст. воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
2. Разработка сценариев сюжетно-ролевой игры и методических рекомендаций по их проведению с целью развития коммуникативных способностей дошкольников. Март – май 2018 г. Ст. воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.
3. Проведение вводных консультативных мероприятий с воспитателями по реализации программы сюжетно-ролевой игры. Август – сентябрь 2018 г. Старший воспитатель.
Основной этап (практический)
Апробация программы сюжетно-ролевой игры 1. Разработка и утверждение циклограммы проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками на учебный год. Сентябрь 2018 г. Ст. воспитатель
2. Разработка методических рекомендаций к программе сюжетно-ролевой игры. Август – сентябрь 2018г Ст. воспитатель, педагог-психолог
3. Реализация программы сюжетно-ролевой игры в соответствии с утвержденной циклограммой Октябрь 2018г. – апрель 2019 г. Воспитатели групп.
4. Методическое сопровождение реализации программы сюжетно-ролевой игры. Октябрь 2018г. – апрель 2019 г. Ст. воспитатель
5. Мониторинг. Организация наблюдения за проведением сюжетно-ролевых игр, фиксация данных, анализ и оценка коррекционного процесса. Октябрь 2018г. – апрель 2019 г. Педагог-психолог, учитель-логопед.
Заключительный этап
Проведение итоговой диагностики. 1. Проведение наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой дошкольников с ТНР с фиксацией данных в картах наблюдений. Май 2019 г. Воспитатели групп
2. Анализ данных карт наблюдения, подведение итогов. Август 2019 г. Ст. воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед
3. Предоставление полученных данных по реализации проекта на педагогическом совете. Сентябрь 2019 г. Старший воспитатель.
4. Обобщение и распространение педагогического опыта на уровне района и города. Октябрь – декабрь 2019 г. Ст. воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед
Новизна проекта заключается в конкретизации коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС дошкольного образования и особенностей развития детей с ТНР; обосновании педагогической технологии поэтапного формирования и развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР; в разработке диагностического инструментария оценки уровня сформированности коммуникативных способностей; разработке программы сюжетно-ролевой игры и методических рекомендаций для воспитателей.
5. Планируемые результаты
В результате реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. Будет разработан диагностический инструментарий оценки уровня сформированности коммуникативных способностей детей с ТНР и аналитическая карта наблюдения за сюжетно-ролевой игрой старших дошкольников.
2. Будет разработана авторская программа сюжетно-ролевой игры и методические рекомендации для воспитателей.
3. Процесс формирования коммуникативных способностей детей с ТНР будет протекать успешнее и результативнее.
4. Предполагается обогащение предметно-развивающей среды в группах компенсирующей направленности.
5. Повысится уровень профессионально компетентности педагогов в данной проблеме.
6. Уровень коммуникативных способностей детей с ТНР повысится, дошкольники смогут самостоятельно применять сформированные коммуникативные навыки в общение со сверстниками и взрослыми.
6. Критерии, показатели эффективности проекта и методы их оценивания
Критерии эффективности проекта Показатели эффективности проекта Методы оценивания эффективности проекта
Профессионализм педагогов - информированность педагогов о формах диагностирования способностей детей;
- владение методиками оценки сформированности коммуникативных способностей детей, прослеживание положительной динамики развития;
- изучение форм и методов работы по развитию коммуникативных способностей детей;
- эффективное использование педагогами методических разработок;
- умение выстраивать диалоговое общение с детьми - анкетирование,
- консультирование,
- просмотр совместной деятельности с детьми,
- представление опыта работы на методических объединениях ДОУ, района, города
Развитие детей - представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;
- позитивное отношение к себе и сверстникам, даже если они «другие»;
- умение сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях;
- дети самостоятельно играют в сюжетно-ролевые игры с соблюдением правил - наблюдение,
- беседа,
- создание проблемных ситуаций с использованием игровых приемов
7. Перечень учебно-методических источников по теме проекта
1. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 2009
2. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д. Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М. :2012.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика,2011.
4. Комарова Н. Ф. Руководство игрой. Нижний Новгород, 1999.
5. Комарова Н. Ф. Диагностика детей. - Нижний Новгород,1992.
6. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов - на - Дону, 2007.
7. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 2009.
8. Михайленко Н. Я. Как играть с ребёнком. – М., 2011.
9. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
10. Шамес Л. Я. Игра и игрушка в жизни человека: Учебное пособие. Иркутск: Издательство ИГУ. – 2002.
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 2010
Приложение 1
Карта развития уровня коммуникативных способностей детей
Ф. И. ребенка ___, возраст ___, дата проведения НГ___, КГ ___
Показатели НГ КГ
1. Управляет своим настроением, чувствами.
2. Оценивает, сравнивает свои поступки и поступки сверстников.
3. Понимает последствия своего поступка и его влияние на эмоциональное состояние других людей.
4. Умеет дружить, оказывает помощь, делится игрушками.
5. Умеет слушать собеседника, не перебивая без надобности.
6. Проявляет настойчивость для достижения поставленных целей.
7. Выполняет установленные нормы поведения.
8. Договаривается с партнером по игре и распределяет роли.
9. Обыгрывает проблемные ситуации.
10. Считается с мнением других и справедливо решает конфликты и ссоры.
11. Преодолевает трудности в играх с правилами.
Интерпретация показателей:
Показатель сформирован — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым. (С)
Показатель в стадии формирования — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление. (Ф)
Показатель не сформирован — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа. (Н)
Приложение 2
Карта развития коммуникативных способностей детей в сюжетно-ролевой игре
Ф. И. ребенка ___, возраст ___, дата проведения НГ___, КГ ___
Показатели НГ КГ
1. Договаривается и принимает роль в игре.
2. Соблюдает ролевое поведение (правила).
3. Проявляет инициативу в игре.
4. Обогощает сюжет игры (предлагает варианты развития сюжета).
5. Может объяснять сверстникам правила игры.
6. Может дать нравственную оценку действиям, поступкам своим и чужим.
7. Правыильно оценивает результат.
8. Самостоятельно организует игру, готовит атрибуты, распределяет роли.
9. Обогощает игру используя собственный жизненный опыт, кругозор, знания о мире.
10. Обыгрывает проблемную ситуацию в сюжетно-ролевой игре.
Интерпретация показателей:
Показатель сформирован — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности с взрослым. (С)
Показатель в стадии формирования — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление. (Ф)
Показатель не сформирован — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа. (Н)