Нина Чулкова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формирует качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре развивается способность ребенка воспроизводить действительность с помощью различных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов и т. д., развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно логического мышления. Игра позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. При этом обогащение содержания сюжетно ролевых игр должно рассматриваться педагогом как основное условие формирования положительных взаимоотношений дошкольников.
Методы и приемы педагогического воздействия должны быть, прежде всего, направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры занятия, игры беседы, игры драматизации, чтение художественной литературы, рассматривание картинок. Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а, следовательно, добиться гораздо более высокого уровня нравственно-волевой воспитанности дошкольников.
Игра, как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, является фактором определяющим его всестороннее развитие. Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Сюжетно ролевая игра отличается тем, что действие ее и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Дети, которые плохо владеют речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры : они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
По мнению Недоспасовой Евгении Николаевны, диалогическое общение развивается в творческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазвития. Механизмом такого саморазвития является возникновение и разрешение противоречий между имеющимися у детей средствами. Развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры как показатель коммуникативной компетенции детей.
Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенные воспитателем; беседы по содержанию художественных картин; игры-драматизации и беседы по ним; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов. Эти приемы педагогического воздействия, прежде всего, направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение, развивают речевое общение. Например, при подготовке к экскурсиям воспитатель определяет ее цели, выбор объектов наблюдения, отбор речевого материала, который будет сообщен детям во время экскурсии. В дальнейшем этот речевой материал поможет детям самостоятельно варьировать в процессе сюжетно-ролевой игры. Закрепление впечатлений от экскурсий происходит в беседах, рассматривании картинок, книг, альбомов.
Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а, следовательно, добиться гораздо более высокого уровня развития диалогической речи дошкольников.
Таким образом, самое сложно и важное – обдумать задачи и приемы обучения детей диалогической речи в игре. При этом ставятся задачи как ко всему детскому коллективу так и к отдельным детям.