Наташа Сазонова
Сюжетно-ролевая игра и её влияние на формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра и её влияние
на формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению»
В настоящее время в обществе уделяется большое внимания детям, которые испытывают незрелость к школьному обучению и впоследствии возникают трудности школьной адаптации в 1 классе.
В МБДОУ «Детский сад № 33» этот вопрос также актуален. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в психофизическом и социальном отношениях.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра и её влияние на формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В нашем детском саду этот вопрос решается в процессе детской игровой деятельности. Особое внимание в старшем дошкольном возрасте отводится сюжетно – ролевой игре, т. к. это является связывающим звеном перехода от детского сада к школе.
Для успешного обучения в школе у дошкольников старшего возраста должны сформироваться формы общения, соответствующие специфическим задачам и условиям нового вида ведущей деятельности – учебной.
Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, дошкольник открывает новые грани окружающей его действительности.
В нашем дошкольном учреждении дети начинают учиться, играя. К обучению они относятся как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, они овладевает элементарными учебными действиями.
В своей работе я расширяю представления детей о школе, формирую положительное отношение к ней. Воспитываю умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний о школе. Развиваю у дошкольников познавательную активность и интерес к исследовательской деятельности. Формирую навыки общения детей в их совместной деятельности. Воспитываю осознанное отношение к школе и позиции ученика. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В игре складываются такие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация) способствуют развитию мелкой моторики, формируют такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей.
Особая чувствительность детской игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Используя сюжетно- ролевую игру в своей работе я организую такую деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Так у детей формируется психологическая зрелость и готовность к школьному обучению.
На начальном этапе я изучала методическую литературу по данной теме, подбирала дидактический материал и составила план работы по этому проекту. Следующим этапом была постановкой проблемы перед дошкольниками, проведение цикла занятий с детьми, а также совместная работа с родителями. И последним, заключительным этапом, является подведение итогов, обобщение полученных результатов.
Для формирования положительного отношения к школе, развития познавательных процессов и личностной готовности использую множество сюжетно – ролевых игр, но хочу раскрыть алгоритм работы с детьми на примере сюжетно-ролевой игры «Кафе».
Я предложила детям сюжетно-ролевую игру «Кафе». Через диалог и игровое действие усилилось обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре. Я побуждала детей к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре «Кафе». Во время беседы с детьми учила их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц в игре, раскрывать их взаимодействие. Вызывая речевую активность ребенка, я направляла ее на сверстников, учила вступать с ними в диалог, понимать его намерение в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком я помогала обустроить игру при помощи необходимых атрибутов – это полки, фрукты, посуда, а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала. Во время игры я применяла методы, как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности. Вступая в ролевой диалог дети, берут на себя как главную, так и дополнительную роль, т. е. становятся играющими партнерами. Я выступала больше в роли советчика, отходя от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивалась в нее, помогая ребенку словом или советом. Переключая внимания детей с предмета на играющих сверстников, я заботилась о более высоком уровне развития их игровых умений. Осваивая новые сюжетные игры, роли и игровые действия дошкольники обогащают игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для них интересной. Для меня крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность.
Итак, сюжетно-ролевые игры, являются средством подготовки детей к школе, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка, а так же создает реальные условия для развития социальных навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.