Елена Царёва
Проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Семья»
Сюжетно - ролевая игра. Средняя группа
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Цель: - Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста; - Использование игры в воспитательных целях; - Формирование коммуникативных навыков, при сговоре на игру, распределений ролей; - Умение воспитанников организационно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Публикация «Проект „Сюжетно-ролевая игра „Семья“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Семья. Сюжетно-ролевые игры
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Задачи: - Обогащение жизненного опыта детей; - Обогащение игрового опыта детей; - Обучение детей среднего дошкольного возраста элементам сюжетно – ролевых игр согласно возрасту детей.
Педагогическая актуальность: Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Вид проекта : Краткосрочный (октябрь-ноябрь).
Участники проекта : Дети средней группы, воспитатели, родители.
Беседы: с опорой на личный опыт детей: «Как мы ходили к врачу», «Как мы измеряем вес и рост?», «Что делать, если поранились?», «Что продают в аптеке?», «Как мы ходили в магазин», «Как работает продавец», «Вежливые покупатели». «Как мы играем в куклы», «Какая бывает посуда», «Как я маме помогаю», «Кто кем работает?».
Чтение художественной литературы
«Мама», «Братик», «Работа» из серии Д. Габе «Моя семья»
«Большая стирка» А. Кардашова
«Спать пора» П. Воронько
«Лечу куклу» П. Образцов
«Мы с Тамарой» А. Барто
«Айболит» К. Чуковский
«Ниночкины покупки» Ю. Владимиров
«Овощи» Ю. Тувим
«Весёлый магазин» Э. Машковская
«Три копейки на покупки»
Рассматривание иллюстраций с режимными процессами.
Дидактические игры:
«Дочки-матери», «Угостим куклу чаем», «Как нужно встречать гостей»,
«Для чего эта посуда?», «Что нужно врачу», «Измерим Мишке температуру», «Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом», «Что лишнее?»
Структура сюжетно-ролевой игры :
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья».
2. Сюрпризный момент (приходит кукла Маша).
3. Распределение ролей игры «Семья» по желанию детей.
4. Совместная с воспитателем игра.
5. Итог игры
Предполагаемые результаты: развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; умение продолжать действие, начатое партнером.
Работа с родителями: Проведение консультации для родителей, анкетирование; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол).
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Беседа.
- Ребята, в народе говорится «Добрая семья прибавит разума-ума. "
А вы знаете, что такое семья? Почему семья может прибавить ума?
- Кто есть в семье?
- Что делает папа?
- Что делает мама?
- Что делает их ребёнок?
- Расскажите, как вы заботитесь о братиках-сестричках.
Раздаётся стук в дверь. Приносят куклу Машу. Она заблудилась и хочет домой к своей семье. Давайте ей поможем.
- Как можно помочь Маше? Мы можем стать её семьёй.
- Как вы думаете с чего можно начать игру?
2. Игра с воспитателем
1. Распределение ролей.
- Ребята, кто будет папой, мамой, дочкой, доктором, медсестрой, аптекарем, продавцами, шофёром скорой помощи. (роли распределяются по желанию детей, при возникновении спорных ситуаций можно воспользоваться считалкой, воспитатель берёт на себя роль куклы-дочки).
2. Выбор места для игры.
- Ребята, а что ещё нам нужно для игры? Где мы будем играть?
Правильно, в кукольном домике нам будет удобно, а ещё воспользуемся магазином и больницей для размещения аптеки.
3. Начало игры.
- Папа с мамой и маленькой дочкой живут в домике. Утром мама готовит завтрак.
Семья завтракает.
- Мама готовит завтрак, папа играет с дочкой, затем все вместе садятся за стол кушать.
Маша заболела.
- Как вы думаете, почему плачет Маша? (она заболела)
- Мама трогает лоб Маши, у неё температура. Папа несёт градусник, температура высокая, нужно вызвать врача. Мама звонит в скорую помощь. На машине скорой помощи (из большого лего-конструктора) приезжает врач и медсестра. Врач осматривает Машу и выписывает рецепт для лечения дочки.
Поход в аптеку.
- Папа идёт в аптеку, показывает рецепт аптекарю, тот выдаёт нужные лекарства, папа оплачивает покупку.
- Машу поят сладким сиропом. Укладывают спать. Она здорова.
Подведение итогов игры.
- Дети, вам понравилась игра?
- Ч4. то понравилось больше всего? (воспитатель спрашивает у нескольких детей)
- Были-ли у вас такие случаи дома? Как вели себя врачи? Что вы покупали в магазинах?
- Хотели-бы вы ещё поиграть в эту игру?
3. Игровые ситуации: «Кукла хочет есть» 1 вариант: На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду и моют ее.
2-й вариант: Повар стоит у плиты, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает куклу, беседует о том, что она делает, какая ей нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны повару. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть. В дальнейших играх в чаепитии принимают участие и сами дети.
«Машенька проснулась» На кроватке спит кукла. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. Воспитатель обращается к кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно. Вы видите одежду? Принесите платье. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди и последовательно надевают одежду на куклу Катю.
По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.
При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно.
Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу.
На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.
Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят.
Кукла проснулась, ей надо помочь одеться. Расчешем куклу, заплетем косички. С куклой надо погулять.
4. Игра «Выздоровление Машеньки» Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением.
Предварительная работа: беседа с медсестрой, чтение худ. литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.
Атрибуты: халат детский, комплект игры «Доктор Айболит», заболевшие куклы.
Игровое задание: вылечить больную куклу.
Правила игры: облегчать страдания больного, чутко относиться к нему. Игра : Воспитатель: Что-то наша Машенька невесёлая. Давайте спросим: что с тобой? Дети спрашивают. Кукла сообщает, что она заболела. В: Спросите Машу, что у нее болит, где у нее болит? Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит. В: Что болит у Маши? Дети: Голова. Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит ушко, горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать! В: Что же нам делать? Как помочь Маше? Чем помочь? Давайте вместе решать. Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне. Измерим температуру, посмотрим горлышко, назначим лечение. Уложим нашу больную в постель. Дети готовят постель, раздевают и укладывают куклу. В: У нее болит горлышко, значит, дадим ей теплого чая. Дети ставят на плиту чайник, затем поят куклу чаем. Приносят лекарство. Закутывают горло тёплым шарфиком. Кукла «засыпает». Вместе с воспитателем дети, чтобы не нарушить сон куклы, уходят.
Заболевшая кукла на приеме у врача. Куклу надо тепло укутать и напоить горячим чаем. Больную уложили в постель и прочитали сказку. После выздоровления куклу надо помыть и одеть в чистую одежду.
В дальнейших играх в роли и больного и врача могут выступать дети.
5. Игра «Кукла Оля испачкала платье»
Цель:
1. Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах необходимых для стирки (вода, мыло, таз). 2. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. 3. Упражнять в названии предметов одежды.
Оборудование: стол, платье, таз, предмет-заместитель мыла – деревянный брусок.
Ход игры: Дети садятся полукругом около стола, на котором будут стирать белье. Воспитатель говорит, что кукла Катя гуляла на улице и у нее запачкалось платье. Надо его выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно для того, чтобы постирать белье? По мере того, как дети называют предметы (таз, вода, мыло, воспитатель приносит все на стол. Он предлагает одному ребенку снять с куклы платье.
Далее воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет, она гуляла и устала». Просит одного ребенка отнести куклу Катю на кроватку в кукольный уголок.
Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель берет кофту, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и кофточку выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены. Вопрос к детям: «А это, что?». Ответ детей – пена.
Выстиранное белье кладется в другой таз. Воспитатель говорит: «А теперь нам нужно прополоскать белье. Наливаем в таз чистой воды и полощем белье». Вот теперь все чисто. Повесим платье на батарею и посушим. Воспитатель берет чистое платье, спрашивает детей: «Что это?». Ответ детей: «Платье». Воспитатель предлагает повесить платье на батарею. Воспитатель говорит: «Вот и все, дети. Мы все вместе выстирали одежду нашей куклы Кати». Когда белье высохнет, мы с вами погладим его и оденем на нашу куклу Катю.
Далее проводятся упражнения для детей по имитации стирки платья для куклы. Перед тем, как постирать платье, его надо снять с куклы. Постирали платье, а теперь повесим его сушиться.
6. Роли: Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т. д. ; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать.
Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла, гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать.
Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается.
Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать.
Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками; даёт советы.
Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями.
Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается.
Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.
7. Консультация для родителей младших дошкольников
«Искусство играть»
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.
Детям нужны родители. Играйте с ребенком! Благодаря вам он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Если вы играете с ребенком, он знает, что «играть интересно», что «маме (папе) со мной интересно», и соответственно повышается его самооценка и развивается любовь к игре. И потом, игра — это отличный способ хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы.
Самый главный принцип в играх с ребенком : играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает, что «игра это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит» или еще хуже: «наверно, со мной играть неинтересно». Это совсем не то, что нам хотелось бы.
Второй принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: «Едет красная машинка и плачет — где же мой домик, где же мой домик». Уверены, что ребенок тут же живо заинтересуется, поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.
Третий принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
А еще не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей — если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: «Наденем мишке желтые штанишки». Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете.
Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по- своему.
Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника.
И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, радуемся: «Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит». В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т. д. И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реальное получается.
Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.
Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть «мания». Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно «съездить» в Бразилию. С куклой можно «сходить» в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его «мания», пусть он узнает о ней как можно больше.
Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно.
Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.
Девятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география. Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не стоит вешать географическую карту, если вашему ребенку страшно интересно отлепить ее от стены. И не навязывайте то, что ему не нравится.
Десятый принцип: почаще проводите «ревизию» — нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».
Разнообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка. Самостоятельная игра. Не торопитесь и не переживайте, если ваш малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами (у нас именно так — ребенок по нам, работающим родителям, скучает). Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно. Скоро вы все чаще сможете себе позволить сесть на диванчик и читать книжку, время от времени выглядывая из нее, чтобы подсказать, или подкинуть идею, как развить ту или иную игру, или просто похвалить.
8. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА»
1. Как вы считаете, достаточно ли игрушек у вашего ребенка? По вашему мнению, способствуют ли они его гармоничному развитию? ___
_ 2. Назовите любимые игрушки вашего ребенка или те, которым отдает предпочтение? ___
_ 3. Какие условия созданы для игр ребенка, есть ли игровой уголок? ___
4. Приучаете ли вы бережно относиться к игрушкам? ___
5. Кто чаще всего из членов семьи играет с ребенком? ___
6. Играете ли вы с ребенком в сюжетно-ролевые игры? В какие? ___
7. Какие герои сказок нравятся, импонируют вашему ребенку? ___
8. Играет ли ваш ребенок в настольные игры? В какие? ___
9. Часто ли вы играете вместе с ним? ___
10. Любит ли засыпать ваш ребенок с игрушкой?
___