МААМ-картинки

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»

Надежда Крицкая
Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта. В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей, стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. Сформированность коммуникативных умений или коммуникативных способностей, умения общаться со взрослыми и сверстниками является, в последствии, одним из главных показателей психологической готовности ребенка к школе. Поэтому сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей у дошкольников. Изучением психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста занимались такие учё ные как: Эльконин Д. Б, Гальперин П. А, Запорожец А. В, Карпова С. Н, Леонтьев А. А. Н. Н. Подъяков. В отношении развития социально-коммуникативных навыков накоплен 5 богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах Беляева Б. В., Ведель Г. Е., Зимней И. А., Скалкина В. Л., Шубина Э. П., Андреевой B.C. На развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было акцентировано внимание таких исследователей как: Венгер Л. А., Дьяченко О. М, В. Л. Данилова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, К. Д. Ушинский. Следовательно, дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, она является одним из первых институтов социализации ребёнка в обществе. Всё вышеизложенное определяет противоречие исследования между необходимостью развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и недостаточным применением соответствующих средств развития данных навыков у детей рассматриваемой категории в дошкольной образовательной организации.

Публикация «Проект „Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Проблема исследования: возможно ли применение сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Гипотеза. Коммуникативные способности у дошкольников будут развиваться успешно, если педагог организует сюжетно-ролевую игру, действия в которой будут направлены на развертывание диалога (общения) со сверстниками и взрослыми.

Целью данного комплекса сюжетно-ролевых игр является : развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В свою очередь, задачи комплекса ориентированы на развитие таких социально-коммуникативных навыков как :

1) Социально-психологические навыки (возможность строить взаимоотношения в различных видах совместной деятельности, как с детьми, так и с взрослыми).

2) Коммуникативно-организаторские навыки (возможность осуществлять планирование, инструктирование и контроль в определенном виде деятельности, не только совместной, но и личной).

3) Вербальные навыки (умение слушать, умение эмоционально сопереживать собеседнику, умение разрешать конфликтные ситуации).

4) Невербальные навыки (умение проявлять свои эмоции согласно той ситуации, в которой находится ребенок, умение понимать эмоциональное состояние другого человека).

В качестве ключевых этапов комплекса выступают следующие:

Этап 1 – подготовительный. Проведение диагностики социально- коммуникативных навыков.

Этап 2 – основной. Его можно разделить на 2 части:

1. Ознакомление детей с предлагаемым комплексом. Вводное занятие. Формирование системы включения дошкольников в игру систематически в специально отведенное время и их включение в распорядок дня. Происходит при помощи вводного занятия. Для данного этапа важно заранее проанализировать, в какое время дня лучше проводить данные занятия, чтобы они были максимально эффективными.

2. Формирование устойчивого интереса и полноценного участия в данных играх. Игры должны проводиться 2 раза в неделю, с разнообразной тематикой и играми, что будет способствовать решению всех выделенных проблем в исследовании.

3. Этап 3 – заключительный. В нем планируется проведение повторной диагностики результатов внедрения данного комплекса сюжетно-ролевых игр. Этап 4 – прогностический. Заключается в постановке перспективных целей развития как в целом для группы, так и каждого ребенка лично.

Принципы построения комплекса сюжетно-ролевых игр :

– профессионально подойти к выбору игрового материала. Иры должны соответствовать как возрасту детей, так и основной проблеме: развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников;

– систематическое проведение игр. Система в любой деятельности детей — это всегда очень важно, ведь от этого напрямую зависит успешность усвоения. Важно соблюдать все этапы игр, а также выбранное время, это будет способствовать закреплению материала;

– связь с реальностью Игры могут быть фантазийными, но в то же время желательно, чтобы они включали в себя те действия, которые знакомы ребенку, особенно в начале программы. Это важный момент, соблюдая который будет проще вовлечь ребят в деятельность и получить максимальный результат;

– применение наглядности, а также современных форм, методов и технологий в работе с детьми. Важно не просто применить ту или иную игру, но и обучить ее правилам, создать условия для включения всей группы в одну деятельность.

Помочь реализовать эти аспекты могут те игры, которые отражают интересы детей, так включая, к примеру, в социально-ролевую игру «Магазин» изготовление символики магазина, ценников, организацию пространства, похожего на магазин, можно способствовать формированию устойчивого интереса к данной игре, что в будущем даст наилучшие результаты. В качестве примера и содержания данных сюжетно-ролевых игр остановимся более подробно на рассмотрении структуры сюжетно-ролевых игр, которые следует провести с детьми совместно с психологом и воспитателем группы. Название игры: «По тропинкам общения к радуге».

Место проведения: игровая комната группы.

Цель игры: развитие социально-психологических навыков, коммуникативно-организаторских навыков.

Задачи:

– создание позитивного настроя для реализации комплекса мероприятия по формированию социально – коммуникативных навыков дошкольников; – выявление проблемных областей в общении и коммуникациях дошкольников;

– выявление интересов дошкольников, для эффективной реализации комплекса мероприятия по формированию социально-коммуникативных навыков дошкольников.

Ход игры: воспитатели делят ребят на группы, для прохождения 7 станций, за каждую пройденную станцию даётся 1 цвет радуги, в конце игры ребята должны дойти до финиша собрать все цвета радуги.

Воспитатели разделены по группам и сопровождают детей (если в группе есть няня, то можно разделит детей на три группы) так же стоит привлечь музыкального работника, психолога, педагога по физической культуре и других возможных сотрудников для проведения всех станций. Далее раздаются маршрутные листы, и дети начинают путешествие по станциям, на которых играют в игры. Станции: Красный – Дискуссионная станция (развитие речи)Игра «Повтори и продолжи» воспитатель называет какое-нибудь слово на определенную тематику. Следующий ребенок повторяет это слово и добавляет новое. Оранжевый – Взаимодействие (развитие коммуникации)

Игра «Командный счет», все дети группы (на которые они разделены) стоят в кругу, их задачи досчитать до 10 так, чтобы не повторить цифру в унисон с кем-то. Если произнесли цифру одновременно, то игра начинается сначала. Желтый – Взаимодействие – Коллаж / Мозайка – собрать командой мозаику. Зеленый – Взаимодействие – «Лабиринт». Рисуется поле, можно сделать его из бумаги. Руководитель станции на поле заранее приготовил один маршрут, по которому можно дойти до финиша, участники выстраиваются у старта и по очереди пытаются угадать маршрут. Голубой – Развитие речи – Игра «Бабушка укладывает в свой чемодан». Ведущий станции начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан. расческу», следующий участник повторяет уже сказанное и добавляет следующий предмет. Синий – Взаимодействие.

Игра «Рисунок группы» – ребятам дается ватман или лист А3, где они рисуют автопортрет своей микрогруппы. Фиолетовый – финиш сбор общего рисунка – радуги. Подведение итогов. Рефлексия.

Название игры: «Салон красоты». Место проведения: игровая комната группы. Цель: развитие социально-психологических навыков, коммуникативноорганизаторских навыков.

Задачи:

– расширять и углублять знания детей и представление детей о профессии парикмахера;

– учить использовать в игре различные предметы и их заместители; – расширять словарный запас детей;

способствовать взаимодействию детей в игре. Ход игры: Воспитатель (администратор) – В нашем детском саду открывается салон красоты. В первый день работы вы сможете воспользоваться одной бесплатной услугой, сегодня с вами поработают наши замечательные мастера по маникюру и причёскам. (Воспитатель-администратор обращается к детям, которые играют роль парикмахеров) Воспитатель – Что делает парикмахер? Дети – Парикмахер стрижет и делает причёски. Воспитатель – Что нужно парикмахеру для своей работы? Дети – Ножницы, расческа. Воспитатель– какая форма одежды у парикмахера? Дети – Парикмахер работает в фартуке. (Воспитатель Администратор обращается к детям, которые играют посетителей салона красоты)

Воспитатель: Скажите пожалуйста, какие правила нужно соблюдать в салоне красоты? Дети – Не шуметь, сидеть тихо и дожидаться своей очереди. Воспитатель: правильно, дети! Наш салон красоты начинает свою работу Парикмахер приглашает своего первого посетителя –Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь в кресло. Входит мама с маленькой дочкой. Клиент – Здравствуйте. У моей дочки Василисы сегодня выпускной в детском саду, и мы бы хотели сделать очень красивую причёску. Парикмахер – Хорошо, сейчас я сделаю очень красивую причёску вашей дочке. Для этого мне понадобится расческа, лак, заколки. Процесс создания причёски. Парикмахер – А теперь я сниму с вас салфетку и поверну вас к зеркалу. Вам нравится? Клиент – Спасибо, нам очень нравится причёска! Парикмахер– Я очень рада, что вам понравилась причёска Парикмахер – Теперь вам нужно оплатить услугу у администратора нашего салона – До свидания, приходите в нашу парикмахерскую снова!

Далее сформулированы рекомендации педагогам (субъектам) дошкольной образовательной реализации по успешной реализации комплекса сюжетно-ролевых игр, направленного на развитие социальнокоммуникативных навыков старших дошкольников.

Итак, в процессе работы с детьми необходимо учитывать:

1. возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

2. стремление детей к самостоятельности;

3. разнообразие развивающей предметно-пространственной среды;

4. соответствие условий ДОО для активной, разнообразной, творческой \сюжетно-ролевой игры. Кроме того, важно обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе впечатлений детей о реальной жизни с помощью экскурсий, тематических бесед; принимать активное участие педагогам в создании и реализации сюжетно-ролевых игр совместно с детьми; побуждать детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельные сюжетны-ролевые игры.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Цель: формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возраста Многие известные педагоги и психологи определяют игру как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. По теории Д. Б. Эльконина, именно.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возраста Цели:Закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (приготовление еды,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 14:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Крицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД