Наталия Павлова
Проект «Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода»
Продолжительность проекта : долгосрочный, 10.10.2010 – 15.10.2013уч. год
Вид проекта : воспитательный.
Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, родители.
Публикация «Проект „Становление ценностей здорового образа жизни дошкольников средствами реализации принципов гендерного подхода“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : формирование ценностей здорового образа жизни дошкольников посредством реализации принципов гендерного подхода.
Задачи проекта :
- создать образовательные условия для формирования собственных жизненных ориентиров в выборе здорового образа жизни дошкольника;
- научить оценивать свои физические возможности;
-воспитывать осознанное ответственное отношение к своему здоровью;
-формировать и совершенствовать у дошкольника физические качества и жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
- сформировать представления о своем теле, что полезно и что вредно для организма.
-повысить интерес к разнообразным, увлекательным мероприятиям физкультурной направленности, с целью оздоровления дошкольника.
Объект исследования - процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования- средства, методы, формы организации воспитания, обеспечивающие становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Под здоровым образом жизни дошкольника мы понимаем :
-собственные жизненные ориентиры дошкольника в выборе здорового образа жизни;
-способность оценивать свои физические качества, видеть перспективы их развития;
-способность осознавать ответственность за свое здоровье.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Становление ценностей здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части: высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма; уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями; стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
Ученые утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определенным заболеваниям, экология или медицина. Преимущественно же оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это означает, что основную ответственность за свое здоровье человек несет сам. Но для того чтобы его выбор образа жизни был правильным, человек должен быть хорошо знаком с вопросами здорового образа жизни.
Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.
Какой образ жизни нужно считать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. Чтобы обеспечить все эти условия, здоровый образ жизни должен включать :
– настрой на здоровый образ жизни;
– достаточную двигательную активность;
– умение регулировать свое психическое состояние;
– правильное питание;
– четкий режим жизни;
– отказ от вредных привычек;
– выполнение гигиенических требований;
– умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей человека, снижению его работоспособности. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если и не позволяет полностью вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека. Социальные изменения, которые происходят в современном мире, привели к стиранию границ женского и мужского поведения, которые, в свою очередь, дали огромные возможности для проявления индивидуализации каждого, поэтому, остро встает проблема готовности педагогов ДОУ к воспитанию и обучению детей на основе гендерного подхода.
Анализ содержания и средств организации современной системы дошкольного образования выявляет направленность на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих его социальную успешность при сохранении и укреплении здоровья, коррекцию недостатков в физическом развитии детей. Значимыми задачами в деятельности педагогов дошкольного образования становятся становление детей к ценностям здорового образа жизни.
Таким образом, выявляем противоречие: с одной стороны, общество нуждается в здоровых гражданах, способных принести пользу; с другой стороны, процесс обучения и воспитания в школах и детских садах не в полной мере направлен на становление ценностей здорового образа жизни обучающихся и воспитанников детских садов, реализуя традиционные подходы и принципы к процессу образования на современном этапе его развития.
Под здоровым образом жизни дошкольника мы понимаем :
-собственные жизненные ориентиры дошкольника в выборе здорового образа жизни;
-способность оценивать свои физические качества, видеть перспективы их развития;
-способность осознавать ответственность за свое здоровье.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования : сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. В настоящее время существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны остаться незамеченными родителями и педагогами. У девочек и мальчиков есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, в которой наиболее ярко проявляются их особенности.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в РФ» №273, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999года № 52- ФЗ; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» от 20.04.1993 года №468, «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» от 14.09.1995года № 942 и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Становление ценностей здорового образа жизни – это процесс, направленный на овладение его элементарными нормами и правилами в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек. Становление ценностей здорового образа жизни побуждает к включению в повседневную жизнь личности различных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычками.
Постановка проблемы.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка.
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей становление ценностей о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе. Одно из условий эффективности оздоровления и физического воспитания детей это -принципы построения комплексной работы по становлению ценностей здорового образа жизни детей в условиях детского сада и различные формы их реализации в педагогическом процессе; методы и приемы подхода к детям в формировании здоровья ребенка в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения; особенности организации двигательного режима в ДОУ.