Наталья Ратушная
Формирование здорового образа жизни средствами туристско-краеведческой работы
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКА СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том,
чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Публикация «Формирование здорового образа жизни средствами туристско-краеведческой работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье.
Социально - технологический прогресс приводит к росту негативного воздействия на личность информационных потоков, увеличению повседневных физических и психологических нагрузок. Все это негативно сказывается на здоровье человека в целом и на психическом здоровье в частности.
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность для человека. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то роль образовательных учреждений в этом вопросе важна, ясна и многогранна.
Обучение здоровому образу жизни - целенаправленный, систематический и организованный процесс, способствующий формированию представлений о здоровьесбережении.
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
• глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
• дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
• методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
В каждом образовательном учреждении складывается своя система по формированию здорового образа жизни. Для достижения поставленных задач важно создать условия, обучать способам сохранения собственного здоровья, формировать поведение с ориентацией на здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни и навык безопасного поведения школьников средствами дополнительного образования - это многогранная система здоровьесберегающих технологий : организации режима дня детей, нагрузок, питания, физкультурно-оздоровительной работа, обучение навыкам гигиены и рационального питания.
Выбирая занятие для ребенка в учреждениях дополнительного образования, родители все чаще делают упор на развитие интеллекта и творческих способностей, уделяя физическому развитию все меньше внимания. Это большая ошибка, так как для ребенка все сферы деятельности важны в равной степени. От физической активности во многом зависит развитие моторики, у ребенка лучше развивается внимание, мышление, воображение, восприятие и память.
Систему работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» по формированию здорового образа жизни можно представить 3-мя модулями, деятельность в рамках, которых, будет способствовать формированию личности в целом.
I модуль – специально – организованная деятельность;
II модуль – массовые мероприятия различного характера;
III модуль – средства и формы туристско-краеведческой деятельности.
В рамках первых двух модулей педагогический коллектив МБУ ДО ЦДЮТур ежегодно проводит более 20 городских массовых мероприятий для учащихся города, это:
-этнографический фестиваль;
-городской этап Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество»;
-литературный конкурс детского творчества и читательский конкурс «Мой друг-книга»;
-конкурс юных экскурсоводов;
-конкурс тематического плаката;
-соревнования по спортивному ориентированию и спортивному туризму;
-открытые старты «Лабиринт»;
-соревнования «Школа безопасности».
Используя третий модуль нашей системы, в октябре 2015 года МБУ ДО ЦДЮТур стал инициатором открытия областной инновационной площадки сетевого проекта «Интеграционная модель взаимодействия общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности подростка», направленного на создание эффективной модели взаимодействия образовательных учреждений через изменение содержательного компонента школы.
Выработав концептуальную модель совместной деятельности обоих учреждений, в регламент работы и образовательный процесс школы были введены дополнительные программы туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей. Сегодня на базе МБОУ «Школа № 111» созданы и работают 7 детских объединений: «Дорогами воинской славы», «Путешествие по Донскому краю», «История Донского края», «школа безопасности», «Велотуризм» и «Юные туристы-краеведы».
Использование в работе различных видов туристско-краеведческой деятельности : фольклорных праздников и спортивных соревнований, творческие конкурсы, исследовательскую деятельность, встречи с известными людьми и ветеранами Великой Отечественной войны, походы и спортивные сборы, тематические фотовыставки пробудило у детей интерес и мотивацию к занятиям активными видами спорта. Кружковой работой туристско-спортивной направленности в школе охвачено более 25 % от общего количества детей, что активно способствует решению задач сохранения и улучшения здоровья учащихся
Участие школьников в реализации инновационного проекта позволит повысить эффективность формирования здорового образа жизни подростков, значительно расширить и углубить их знания об окружающем, укрепить здоровье и выбрать свою жизненную позицию.
В современном образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди подростков реального здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни, препятствуют проявлениям девиантного поведения учащихся.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем всем доброго и крепкого здоровья, т. к. это залог полноценной и счастливой жизни.
Ратушная Н. Ю., заведующая КЭО МБУ ДО ЦДЮТур