Евгения Наумова
Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ «Детский сад №8 г. Тары»
Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна
«Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
«Идеал воспитания - это сочетание ума мудреца
с силой и здоровьем атлета»
Жан Жак Руссо.
(1 слайд) Известно, что здоровье - одна из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие. (2 слайд) Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Одной из главных задач нашего коллектива является укрепление физического здоровья у детей. Цель организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью К основным задачам охраны и укрепления здоровья воспитанников можно отнести: (3 слайд)
Публикация «Консультация „Формирование здорового образа жизни у дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
• Укрепление здоровья детей;
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• Воспитание культурно гигиенических навыков;
• Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка;
• Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
• Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
На базе детского сада созданы условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. (4 слайд) Функционируют музыкально-спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп. В каждой группе оформлены физкультурные уголки. (5 слайд) в которых есть необходимое оборудование для зарядки и индивидуальной работы с детьми, самостоятельной двигательной активности детей. Это - кегли, мячи, кубики, погремушки и др. Много нетрадиционного оборудования и инвентаря, сделанного руками педагогов и родителей: косички, ленты, пеньки. «дорожки здоровья». султанчики, мешочки для метания и профилактики плоскостопия и др. Для успешного проведения всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в нашей группе создана предметно - развивающая среда, которая побуждает детей к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, уровня его подготовленности. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционными являются такие как: утренняя гимнастика, подвижные игры, динамическая пауза на занятиях, подвижные игры на прогулке и спортивной площадке, индивидуальная работа над совершенствованием движений.
Инновационными формами работы являются :
Оздоровительная ходьба на прогулке. (7 слайд). Ежедневно мы с детьми идем в гости. Заранее воспитатель готовит игрушку (героя) к которой идут дети. Иногда устраиваются походы - сюрпризы: дети угадывают по предметам, которые мы берем с собой, к кому мы идем. Во время ходьбы дети идут в свободном движении (стайкой, друг за другом, парами, кому как удобно вместе с воспитателем). В это время педагог разговаривает с детьми о природе, о временах года, поёт песни, использует сюрпризные моменты (найти спрятанную игрушку, игровые приемы, разыгрываются сюжеты игр). Ходьба проводится в обычной сезонной одежде. Дети проходят путь непринужденно, и не уставая.
Закаливающие процедуры после сна идут в такой последовательности: (8 слайд) Принцип постепенного подъема с небольшими физическими упражнениями типа потянись, обними себя, легкий бег, упражнения в ходьбе (9 слайд) ходьба по дорожкам здоровья, массажным коврикам, умывание водой комнатной температуры (обильное умывание лица, шеи, рук с последующим растиранием полотенцем). В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья
(10 слайд) Физкультурно-оздоровительные занятия проводятся 3 раза в неделю по 25 минут. Для повышения интереса детей мы используем образные игровые сюжеты. Все занятия организуются в соответствии с перспективным планом, составленным с обязательным сохранением двигательной нагрузки и учетом интереса, индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, двигательная деятельность эффективно развивается, а здоровье сохраняется и укрепляется при условии систематической работы по физическому воспитанию и оздоровлению с применением инновационных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Систему оздоровительной работы в старшей группе мы реализуем по следующим направлениям:
Утреннюю гимнастику (11 слайд) проводим ежедневно, в хорошо проветренном помещении, в облегчённой одежде с музыкальным сопровождением; в весенний, летний, осенний период на улице.
Физкультурные минутки (12 слайд) подбираем по теме занятия или по желанию детей. Наиболее полюбились детям: «Зайка». «Часы». «Если нравится тебе». «Рыбки». «Буратиио». «Ёжик». «Лесная лужайка». «Хомячок». Если в средней группе инициатива исходила oт воспитателей, мы разучивали текст и стремились правильно выполнять движения, то в старшем дошкольном возрасте дети сами предлагают и организовывают физкультурные минутки, выполняя более осознанно движения.
Пальчиковая игра (3 слайд) помогает подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребёнка.
Физкультурные занятия имеют разную направленность для старшей группы это – формирование потребности в движении, развитие двигательных способностей и самостоятельности и т. д. Для реализации этих задач мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий (14 слайд)
• Занятия по традиционной схеме
• Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
• Занятия - тренировки в основных видах движений
• Занятия – соревнования, где лети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
• Занятия – зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
• Сюжетно-игровые занятия
Используем комплексы прогулок с включением подвижных игр, игровых упражнений.
Физкультурные досуги (15 слайд) «Папа, мама, я - спортивная семья». «Путешествуя по сказкам», «Весёлые ребята», «Санки», «Путешествие по крепости»
• создана картотека подвижных игр
• этюды на развитие эмоций
• упражнения и стихи для релаксации «Фокус» (выражение удивления). «Золушка» (выражения печали). «Баба Яга» (выражение гнева) и др.
• Музыкотерапию. Подбор упражнений, игр и музыкального сопровождения осуществляем с сотрудничестве с педагогом-логопедом и музыкальным руководителем детского сада. Для музыкотерапии в режимных моментах используем различные музыкальные произведения.
• Игры с песком.
Проводим профилактические мероприятия:
• Само-массаж. Игровые упражнения
• Упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления мышц спины
• Гимнастика для глаз
• Дыхательная гимнастика
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. (16 слайд) Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. С целью оздоровление фитонцидами используем чесночно- луковые добавки в первое блюдо с октября по апрель. Ежедневно в рационе питания включены фрукты и соки. Вместе с детьми выращиваем на огороде. следим за развитием, наблюдаем за ростом, а затем используем в пищу овощи: чеснок, лук, капусту, петрушку и т. д. Осуществляем подбор комнатных растений в группе (17 слайд). Изучаем растения, делимся информацией, классифицируем на растения приносящие пользу здоровью, и на растения, которые требуют осторожного обращения (18 слайд). В закаливающих процедурах проводим в группе обширное умывание и полоскание ротовой полости водой комнатной температуры после еды. Обеспечиваем психологическую безопасность личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование психогимнастики) создание благоприятных условий для радостного проживания воспитанников. Но усилия по внедрению даже самых передовых здоровье сберегающих технологий останутся безрезультатными, если не будет поддержки со стороны родителей. Только в тесном сотрудничестве можно добиться хороших успехов по сохранению и укреплению здоровья детей (19 слайд). Ведь «Жизнерадостность- это не только признак здоровья; но и ещё и самое главное действенное средство, избавляющее от болезней» С. Смайле
Результат:
Для детей:
Сформированы навыки здорового образа жизни.
Повысилась сопротивляемость детского организма к воздействиям внешней среды, перепадам температуры;
Повысился уровень физического развития детей;
Дети стали лучше знать свой организм, многие способны организовать себя в разных вилах деятельности;
Родители стали чаще принимать участие в совместных мероприятиях, интересоваться успехами своих детей.
Для родителей:
Сформированная активная родительская позиция;
Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;
Активное участие роди гелей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
Повышение профессионального уровня педагогов.
Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.