Ксения Холоманова
Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.
Публикация «Способы реализации гендерного подхода в воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
Одна из основных задач, стоящих перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации.
Внедрение гендерных технологий может происходить разными способами:
1. Игровое моделирование и прогнозирование ситуаций;
Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке, чтобы не случилось неприятностей?»
Например:
- Юля и Валя не поделили куклу.
? Что может произойти, если никто не уступит?
? Как исправить такое положение?
Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Например:
- У Тани день рождения. Ты:
А) даришь ей свой рисунок;
Б) поздравляешь её;
В) не обращаешь внимания;
2. Народные игры, сказки, пословицы, поговороки, фольклор, стихи;
Сказки – сильное средство воспитания. В них отражены не только требования морали, но и даны образцы нравственного поведения («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Финист – ясный сокол»)
Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к родной земле, почитать родителей, быть добрыми.
Народные игры носят предупреждающий характер самых разнообразных ситуаций в жизни («Во кузнице», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Ласточки и ястребы»).
3. Сюжетно – ролевые и дидактические игры;
«Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Проездка на автобусе», «Больница», «Кафе», «Родился малыш».
Дидактические игры: «Сундучок хозяюшки», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает», «Кем я буду и каким?».
Методика гендерного воспитания дошкольников должна включать систему педагогических ситуаций, которые требуют от педагога принятия решения, в основе которого лежат понимание и доверие. Важнейшим условием эффективного гендерного воспитания дошкольников является профессиональная готовность педагогов к данной деятельности.