Елена Матиенко
Проект «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.
Реализация проекта : Долгосрочный.
2020 – 2022 учебный год (сентябрь – май).
Участники проекта : дети средней группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании РФ» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область "Физическое развитие" содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т. д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению.
Можно сказать, что судьба общества зависит от того, насколько качественно организована работа с детьми дошкольного возраста и детьми «зоны риска». Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В реализации поставленной задачи особое место отводится туристской–краеведческой деятельности, которая позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет отношение родителей к тому что, что окружает человека.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача инструктора по физкультуре – помочь родителям в физическом воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок: его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение.
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Сухомлинский В. А. писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений. Из-за неблагоприятной экологической ситуации в городе и постоянных температурных перепадов многие из них переболели до поступления в детский сад 6-7 раз ОРВИ, ОРЗ, гриппом.
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Лучшим образом организовать взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.
Постановка проблемы
В настоящее время основной проблемой дошкольного детства является слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.
Цель проекта : Организация работы по сохранению и укреплению психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Задачи проекта.
Для реализации цели проекта определены следующие задачи:
• Изучить современные здоровьесберегающие технологии, и их основное содержание, принципы и направления использования в современном ДОУ.
• Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ и семье
• Разработать мероприятия для детей дошкольного возраста и их родителей с применением здоровьесберегающих технологий.
• Разработать картотеку здоровьесберегающих технологий для работы с дошкольниками.
• Описать модель работы образовательного учреждения по охране здоровья детей в ДОУ.
• Создать электронные презентации по теме здоровьесбережение.
• Создать памятки для педагогов ДОУ и родителей дошкольников «Здоровый образ жизни» для повышения педагогической компетенции в вопросе здоровьесбережения
• Повышать родительскую компетентность по вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий (далее ЗСТ) в условиях ДОУ и семьи.
Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению совместно с родителями дошкольников.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 3 «Ивушка».
Объект разработки: процесс здоровьесбережения детей.
Предмет: использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности.
Организация среды:
• комплектация оборудования физкультурного зала и спортивной площадки: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки и доски, навесные лестницы и канаты.
• пособия для проведения ОРУ и ОВД: гимнастические палки, флажки, платочки, веревки, кубики, султанчики, кегли, мячи резиновые (разных размеров, мячи массажные, обручи (разного диаметра).
Предполагаемый результат:
Родители:
• обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
• повышение интереса к жизни детского сада;
• повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
Дети:
• снижение уровня заболеваемости;
• повышение уровня физической подготовленности;
• осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Этапы реализации проекта :
• I этап – организационный;
• II этап – подготовительный;
• III этап – основной - практический;
• IV этап – итоговый.
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Функции родителей в организации физического воспитания детей:
Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:
• создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;
• контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливание, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;
• непосредственное участие в днях здоровья, спортивных досугах, физкультурно-музыкальных праздниках, играх, развлечениях, прогулках, экскурсиях, соревнованиях семейных команд.
Методическая литература.
1. Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
2. Борисова,Н. Н. Организация оздоровительной работы с детьми и родителями. // Медработник ДОУ-2010-№8-С. 62-65.
3. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Управление ДОУ – 2010 - № 3. - С. 51-63.
6. Рябышева, О. И., Ленецкая, Л. А. Здоровьесберегающая среда детского сада // Управление ДОУ – 2011 - № 1. - С. 22-25.
7. Соловьева, И. В. Управленческий аспект здоровьесберегающей деятельности // Управление ДОУ – 2011 - № 1. - С. 17-22.
8. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
9. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
10. Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание – 2011. - №5. – С. 28-33.
Программа разработки проекта
Этапы Задачи Деятельность членов творческой группы Деятельность методической службы ДОУ Сроки
Ценностно-ориентированный Определение проблемы (темы) построение модели деятельности. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности. Рефлексия. Мотивация проектирования, объяснение цели проекта Сентябрь 2020 -2022г.
Конструктивный:
• планирование
• принятия решения
• выполнение Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки результатов реализации проекта. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности
Выполнение проекта Формулирование задач, сбор необходимой информации, составление плана работы над проектом. Выбор и обоснование критерия успеха. Рефлексия.
Обработка информации. Синтез и анализ идей. Работа над проектом, его оформление. Наблюдение.
Консультации.
Стимулирование, рекомендации 2020-2022гг
Оценочно-рефлексивный Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов. Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учет критических замечаний. Рефлексия. Наблюдение. Координация процесса анализа, при необходимости корректировка проекта. 2020-2022гг.
Этапы реализации Формы работы Дата
Организационный Выявление запросов родителей по данному направлению;
Анализ литературных источников, материалов;
Анализ уровня физического развития и здоровья детей;
Анкетирование родителей;
Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;
Подбор методической литературы, видеороликов
Постановка цели и формулирование задач;
Создание проекта модели взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями для повышения эффективности работы по физическому развитию и оздоровлению детей Сентябрь
2020 -2021
учебного года
Подготовительный
Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;
Обсуждение плана работы с родителями на собрании;
Ознакомление родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной среды в детском саду;
Организация родительского клуба «Ягодка»
Составление планов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;
Разработка конспектов физкультурных мероприятий;
Изготовление необходимых атрибутов и оборудования Сентябрь
2020г.
Практический
Совместная деятельность
инструктора по физкультуре и детей в рамках:
- организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий;
Совместная деятельность
инструктора по физкультуре с родителями:
- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;
- проведение развлечений, досугов, праздников, экскурсий, выставок рисунков, поделок, фотовыставок;
- родительские собрания, беседы, встречи, консультации с родителями и воспитателями;
- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки;
Функционирование родительского клуба «Ягодка» Октябрь-май
2020-2022 учебного года
Итоговый
Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:
Итоговый наблюдение за уровня физического развития и здоровья дошкольников;
Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;
Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;
Совместный физкультурный праздник «День защиты детей» :
- помощь родителей в подготовке, организации и проведении праздника;
- показ родителями сказки «Непослушная Даша»;
организация выставки совместного детско-родительского творчества Апрель Май
-2020- 2022 учебный год
Этапы реализации проекта средней группы
Этапы Мероприятия
Для педагогов Для детей Для родителей
1 этап Подготовительный Составление плана совместной работы с детьми, родителями.
Разработка конспектов НОД.
3. Изготовить пособия для занятий,
дидактических игр и игровой деятельности.
4. Подбор художественного материала, стихов, загадок, песен.
5. Подготовка для родителей информационных листов по теме проекта. Блиц – опрос детей «Что я знаю о своем здоровье?»
Познавательные беседы:
«Безопасность в группе».
«Чистота и здоровье».
«Как устроено тело».
«Если ты заболел».
«Таблетки растут на ветке».
«О пользе витаминов».
Д/ и: «Что где лежит».
«Что хорошо, что плохо».
Правила гигиены».
«Если кто-то заболел».
«Кому что нужно». Стендовая информация:
«Физкультурное оборудование своими руками», «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.
2 этап
Основной Оформление выставок детских и совместных работ.
Изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения Занятия по темам: «Строение тела человека», «Айболит в гостях у детей», «Полезные и вредные продукты для человека».
Презентации для детей «Здоровье всему голова»,
Игры - Сюжетно-ролевые игры «Больница»,
«У зубного врача»; Дидактические игры «Что кому нужно для работы», «Определи место для предмета».
«Мы спортсмены;
«Больница»; «Кафе»
Подвижные игры «Как говорят части тела», «Кот и мыши», «Бег в мешках».
Чтение К. Чуковский «Доктор Айболита».
Пение частушек, песен о здоровье.
Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические паузы.
Сказкотерапия «Вежливая сказка». «Вини-Пух идёт в гости»
Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья». Рекомендации родителям о здоровом образе жизни ребенка.
Памятка «Соблюдение режима дня в саду и дома».
Стендовая информация «Здоровое питание»
Рекомендации для родителей «Правильное питание – здоровый малыш».
Консультация для родителей «Растём здоровыми»
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
3 этап
Заключительный 1. Проведение итоговой работы. Спортивные развлечения «В сказку за здоровьем», досуг «Будь, здоров!»
Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;
Подвижные (народные) игры на свежем воздухе. Оформление стенгазеты «Быть здоровым – здорово!»
Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям:
*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;
*Упражнения на расслабление мышц лица;
*Упражнения на расслабление мышц шеи;
*Упражнения на расслабление мышц рук;
*Упражнения на расслабление мышц ног;
*Упражнения на расслабление всего организма.
Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организмнаилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.