Валентина Шарова
Сохранение и укрепление здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья детей;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников, которые внедрены в практику работы:
Утренняя гимнастика.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Регулярная утренняя гимнастика укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета детей. Утренняя гимнастика с детьми проводится ежедневно 10-15 мин. в музыкальном зале с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки, способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Каждое утро начинается с оздоровительного бега по системе Ю. Ф. Змановского, который утверждает об эффективности бега для воспитания выносливости, улучшения физических работоспособности детей. Бег – важнейшее средство для развития координации движений, улучшается работа сердца и органов дыхания. В летний период оздоровительный бег проводится на свежем воздухе до -10 градусов (на спортивной площадке). В холодный период в группах босиком в одних шортах при температуре +17 градусов.
Корригирующая гимнастика.
Дорожка или мини «тропа здоровья» прекрасно массажирует ступни детей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Убедилась, что хождение босиком по «тропе здоровья» оказывает благоприятное воздействие на закаливание детского организма. Рекомендуется детям с нарушением осанки, плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Динамический «час» или подвижные игры на прогулке.
Проводятся на дневной прогулке на свежем воздухе как разнообразные спортивные и подвижные игры (малой, средней и высокой степени подвижности). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам (ходьбы, бега, прыжкам, упражнения для профилактики осанки и плоскостопия). Подвижные и народные игры проводятся ежедневно, на прогулке и групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. В игре развиваются силы ребенка, выносливее ноги, гибче тело, развивается находчивость, ловкость, сообразительность, стимулируется переход детского организма к более высокой ступени развития.
Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
«Оживлялки» или взбадривающая гимнастика по системе В. Т. Кудрявцевой целесообразны для поднятия мышечного тонуса детей, позволяющие быстро встряхнуть с себя остатки сна. Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут в постелях.
Полоскание рта после еды отварами трав. Оздоровительная гимнастика после сна
Хождение босиком по массажным коврикам. Обмывание, обтирание тела
Дыхательная гимнастика - это комплекс упражнений, который основанный на принципе задержки дыхания. Разработан А. Стрельниковой и К. Бутейко для избавления от недугов и укрепления здоровья, как средство против кашля, для профилактики болезней, для укрепления здоровья. Эти упражнения являются прекрасным средством для развития правильного дыхания
органов дыхания, укрепляет основную дыхательную мышцу (диафрагму, мышцы брюшного пресса.
Точечный массаж (по методике А. А. Уманской) как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Самомассаж или «Гимнастика маленьких волшебников» проводится в игровой форме в виде пятиминутки. Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Самомассаж - улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Упражнения точечного массажа является профилактикой простудных заболеваний.
Динамические паузы во время непосредственно образовательной деятельности.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Пальчиковая гимнастика. Проводится в любой удобный отрезок времени индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Оздоровительно-профилактическая работа с детьми, для сохранения и укрепления их здоровья, ведется под наблюдением медицинской сестрой нашего дошкольного образовательного учреждения.
Сотрудничество с родителями по здоровьесберегающей деятельности.
Наглядные стенды, беседы, консультации, встречи за круглым столом и т. д. знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей (темы: «Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком», «Закаливание» и т. д., которые позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Действуя целенаправленно, совместно с родителями, мы добились систематического посещения детьми детского сада и закаливающих мероприятий, что положительно сказывается на здоровье детей.
Таким образом, я пришла к выводу, что сохранение и улучшения здоровья ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходимо комплексное внимание к состоянию здоровья детей со стороны воспитателей, инструктора по ФИЗО, медицинского персонала и родителей дошкольного образовательного учреждения.