Юлия Волковая
Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации.
.Задачи проекта :
-Социализация ребенка.
-Развитие вербальной и невербальной коммуникации.
-Развитие наглядно-образного и логического мышления.
-Развитие памяти, восприятия, внимания.
-Развитие воображения.
-Развитие монологической и диалогической речи.
-Развитие навыков общения.
Публикация «Проект „Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-Формирование у дошкольников мотивации к деятельности.
-Активизация и развитие творческих способностей воспитанников.
-Формирование представлений об анимации и мультипликации.
-Обучение навыкам мультипликации.
Гипотеза проекта : Мы предполагаем, что при создании коллективного мультфильма у детей происходит не только развитие художественных способностей, мелкой моторики рук, формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, но и развитие социально-коммуникативных навыков
В современном обществе мы сталкиваемся с огромной проблемой социализации детей. Социализация представляет собой процесс накопления социального опыта и активного воспроизводства его в общении и деятельности.
Данный проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно все. Когда ребенок создает мультфильм сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе.
Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. В 6-7 лет у ребенка наступает непростой период, когда он готовится стать школьником, то есть войти в большой социальный мир, где может столкнуться с некоторыми трудностями. Проект направлен на профилактику таких трудностей в социально-коммуникативной сфере развития ребенка.
Выявление проблем:
В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети, поступающие в школу, зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение. Социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт.
Согласно концепции Э. Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации.
Как прописано в ФГОС ДО - социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В эру технического прогресса порой бывает сложно сосредоточить внимание ребенка на какой либо деятельности. Зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. И если раньше такая тенденция была в основном у школьников, то в настоящий момент мы все чаще замечаем такие ситуации в дошкольном возрасте, в тот момент, когда по мнению Э. Берна, происходит закладка жизненного сценария. Как часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: "У меня очень развитый ребенок - он знает как включать и выключать планшет", "Он же играет на компьютере и знает все современные модели телефонов, значит, он развитый ребенок". Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и живет и развивается в социуме.
Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые "гаджеты". Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовенка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.
Внедрение ФГОС, требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования.
Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Мы решили совершенствовать лепку в детском саду. Лепка — увлекательное занятие. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности.
К пяти годам хочется чего- то новенького и мы решили попробовать сделать пластилиновый мультик. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора, художника, актера и композитора[6].
Создание мультфильма – является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как инициативность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д.
Съемочный процесс включает:
1. придумывание и обсуждение сюжета (Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами, идея — сценарий
2. создание персонажей и декораций;
3. съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий);
Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе, а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом) :
чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось);
в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе, не удаляя и не приближая изображение.
4. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются) :
чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:
при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов);
можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя.).
Музыкальное сопровождение, титры.
Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:
1. перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
2. пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);
3. предметная анимация ( используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
4. сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
Техники могут быть смешанными.
Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:
Подготовительный:
Остановимся на каждом этапе подробнее. Подготовительный этап данного
проекта заключался в создание педагогом вариативной формой планирования организованной деятельности детей; подбором темы и техники исполнения мультфильма, соответствующей возрасту детей;
На этом этапе мы поговорили с детьми о любимых мультиках, героях. На базе нашей группы состоялось открытие студии Мульти – пульти». Мероприятие было посвящено юбилею студии «Союзмульфильм». Ребята рассказали и показали особенности профессий: сценарист, режиссер, художник – мультипликатор, аниматор, композитор, оператор. В гости к ребятам приходили герои мультфильмов : Пятачок, Винни – пух, Карлсон и др. А в заключении мы всей командой создали свой первый мультфильм «танец бабочек». Мы сделали несколько снимков, перекладывая наших бабочек, монтированием занималась я сама, а дети присутствовали при этом. Получив первый в жизни мультфильм, сделанный своими руками, дети пришли в восторг.
Потом я решила попробовать более сложный вариант создания мультфильмов. Учитывая возраст детей, для сюжета была предложена тема «Космос». Эта тема даст простор воображению и творчеству.
Познавательное развитие
В начале проекта мною была проведены беседы «Первый космонавт», «Наша вселенная», создавала для ребят проблемную ситуацию «Что я могу увидеть в космосе?».
В познавательном центре нашего ДОУ, состоялся просмотр презентации "Как человек космос осваивал", просмотр мультфильма "Тайна третей планеты" и "Белка и Стрелка".
Речевое развитие
Дети знакомились с художественной литературой : А. Хайт «По порядку все планеты …»; «На луне жил звездочет»; Р. Алдонина «Комета»; Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост…»; О. Ахметова «В космосе так здорово!», читали главы из сказки Н. Носов «Незнайка на Луне».
Социально – коммуникативное развитие
Проводила беседу – рассуждение «Кто такие космонавты?». Дети были вовлечены в сюжетно- ролевую игру «Мы – космонавты». При работе над проектом использовала такие дидактические игры : «Летает, плавает, ездит»; «Восстанови порядок в солнечной системе»;
Художественно – эстетическое развитие : детские работы
Физическое развитие : проводили подвижные игры:
- «Догони мою ракету»;
- «Летим на луну»;
Затем мы приступили к основному этапу: съемке мультфильма.
Ребята побывали в роди сценаристов, художников – фоновщиков, аниматоров. Важный этап – обыгрывание ситуаций согласно раскадровке на игровом поле. Для того, чтобы получился мультфильм, мы сделали 250 фотографий. Смотрите, что у нас получилось.