Наталия Кузнецова
Познавательная игровая программа «Огонь — друг или враг?» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
«ОГОНЬ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»
познавательно-игровая программа
Составила: воспитатель
1 квалификационной
категории, Кузнецова
Наталия Владимировна
г. Брянск-2016 г.
Программные задачи :
- дать представления об опасности огня и его последствиях;
- обобщить знания детей о правилах безопасного поведения в случае возникновения пожара; выработать алгоритм действий в случае его возникновения;
Публикация «Познавательная игровая программа „Огонь — друг или враг?“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- формировать навыки осторожного обращения с огнем;
- способствовать формированию знаний детей о бережном отношении к природе и окружающему миру;
- поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение;
- развивать умение играть в команде;
- воспитывать чувство ответственности.
Оборудование:
макет автомобиля, макет дерева с осенними листьями, маски «Спички-невелички», плакат на пожарную тематику, аудиозаписи с веселой музыкой, видеопроектор, карточки для игры «Если начался пожар…»,
Предварительная работа:
беседы, рассматривание картин, плакатов, чтение художественной литературы, обыгрывание проблемных ситуаций, заучивание стихов, разгадывание загадок, совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя, изготовление плаката на пожарную тематику.
Действующие лица:
ведущая, Спичка, спички-сестрички, пожарный.
Ход программы:
I. Воспитатель: - Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают, что им очень нравится путешествовать).
Воспитатель: - Подумайте и скажите, на чем мы можем отправиться в наше путешествие? (на самолете, на машине, на автобусе, на корабле). – Ой, какие вы молодцы, сколько видов транспорта назвали!
Воспитатель: - Я вам предлагаю отгадать загадку:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
И огни – глядеть во тьму,
И колеса, и мотор,
Мчаться чтоб во весь опор.
Дети, подумав, отвечают автомобиль.
Воспитатель: - Вот на автомобиле мы и отправимся в наше путешествие. Вы согласны! (да)
Воспитатель: - Итак, отправляемся в путешествие в осенний лес! Все заняли места? (да). В путь! «Автомобиль» под веселую музыку движется по залу. «Проехав» немного, воспитатель предлагает остановиться и прогуляться по осеннему лесу, но не успев выйти, воспитатель, обращает внимание детей на странный запах в лесу: - Ребята, почему-то в лесу пахнет дымом? Посмотрите. да это же, лес горит! (воспитатель обращает внимание детей на экран проектора). На экране проектора отрывок из мульфильма «Уроки осторожности тетушки Совы – Огонь»
Воспитатель: - Ребята, что же делать? (вызвать пожарных). - Да, я пожалуй с вами соглашусь. -Но, по какому номеру мы их вызовем? (по номеру 01). Воспитатель набирает на телефоне номер 01 и сообщает о пожаре. Появляется ребенок, переодетый в пожарного (старшего возраста).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете кто это? (пожарный)
Пожарный смотрит на масштаб пожара и возмущенно произносит:
-Но мне одному не справиться!
Воспитатель: - А мы тебе поможем, ребята поможем пожарному! (поможем).
Воспитатель предлагает игру «Водоносы». Дети делятся на две команды: «Спасатели» и «Огнетушители». Каждой команде предлагается перенести воду стаканом в пустое ведро, тем самым потушить «пожар».
На экране проектора – пожар потушен!
(дети садятся на стулья)
Пожарный: - Ребята, большое всем спасибо за помощь в тушении пожара! Вас тоже теперь можно назвать пожарными! у меня к вам вопрос: пожар можно затушить только водой? (нет, не только: песком, землей, огнетушителем). Молодцы, ребята! А из вас кто-нибудь хочет стать пожарным? (ответы детей). – Профессия эта очень важна, вот послушайте. (ребенок «пожарный» читает небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака «Пожар»). Затем «пожарный» еще раз благодарит детей за помощь, дети тоже его благодарят и прощаются.
Воспитатель обращает внимание детей на плачь: - Ребята, слышите, по- моему кто-то плачет? (дети соглашаются с воспитателем). И в это время появляется Спичка (взрослый, идет, оглядывается и громко плачет.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто это? (спичка). – Почему же спичка плачет? (предположения детей - заблудилась, испугалась, потерялась).
Воспитатель: - Давайте спросим у нее самой! – Спичка, почему ты плачешь? И что ты одна делаешь в лесу?
Спичка: - Я заблудилась! Мы с сестричками - спичками решили пойти в лес пошалить, повеселиться. – Только развеселились, разыгрались, как вдруг загудело что-то, приехали какие-то красные машины, из них выбежали люди в касках, и все наше веселье залили водой. – Мы с сестричками испугались и разбежались в разные стороны! – Вот так я и заблудилась!
Воспитатель: - Так это ты спичка со своими сестричками чуть большой беды не натворила! Хорошо, что мы с ребятами вовремя вызвали пожарных и помогли потушить огонь!
Спичка: – Какой еще беды? Понавыдумывали! А чего мы такого сделали? Подумаешь: повеселились, поиграли! Вот вы знаете интересные игры?
Дети: - Мы много интересных игр знаем!
- Можем и тебя познакомить с очень интересной и поучительной игрой о том, что спички детям не игрушки! Называется игра «Осторожно, спички”.
Спичка охотно соглашается в эту игру поиграть.
Воспитатель объясняет ход игры:
- Итак, Спичка мы с ребятами, произносим слова: «Это тесный – тесный дом, притаилась спичка в нем.
Подойдем ее разбудим и посмотрим, что же будет!»
- После последних слов, ты «вспыхиваешь» (красная ткань, а мы будем тебя догонять и тушить водой (синяя ткань) и песком (коричневая ткань, чтобы не случилось в лесу пожара. Игра продолжается 2-3 раза.
(дети садятся на стульчики)
Спичка: - Какие молодцы Ваши дети! Быстрые, ловкие, внимательные!
Воспитатель: - Дети наши замечательные! Только вот ты, Спичка, никак не можешь успокоиться, все стараешься вспыхнуть! Присядь и послушай наших ребят, что ты можешь натворить со своими сестричками – спичками!
Дети: 1. Правило первое касается каждого
Правило первое самое важное!
На улице и в комнате о нем, ребята, помните:
Спички не тронь – в спичках огонь!
2. Чтобы лес, звериный дом, не пылал нигде огнем,
Чтоб не плакали букашки, не теряли гнезда пташки,
А лишь пели песни птички, не берите в руки спички!
3. Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем!
Кто с огнем неосторожен
У того пожар возможен!
4. Я – огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
Воспитатель: - Молодцы ребята, спасибо! Вокруг нас находится много деревьев, травы. А сколько различных предметов дома, которые могут загореться от одной спички!
Спичка: - От меня что ли, от одной!
Воспитатель: - Да, Спичка! Вот посмотри, мы с ребятами захватили плакат: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев!» (Рассматривают плакат). – Спичка, помни ты о том, что нельзя шутить с огнем!
Спичка: - Вот это да! Так скажите-ка мне, как надо вести себя, чтобы не произошло пожара!
Воспитатель: - Хорошо! Мы сейчас проверим наших ребят! Я буду читать правила, если вы ребята так делаете – громко кричите: «Это я, это я, это вся моя семья!». А если нет: «Нет не я, нет не я, это все не про меня!». Договорились? (да).
1. Кто из вас завидев дым позвонит по 01?
2. Кто траву поджигает и со спичками играет?
3. Кто из леса уходя, костер не тушит никогда?
4. Кто задорный и веселый: верность правилам храня, бережет наш лес от гоня?
5. Кто со спичками играет, их в квартире поджигает?
6. Кто ребята, говорит брату и сестричке: чтобы не было пожара, не берите спички?
Спичка: - Так что же это получается: я хоть и спичка – невеличка, хоть я и мала, а могу сделать много зла! Ой – ё – ёй! (начинает снова плакать).
Воспитатель: - Спичка! Что на этот раз случилось?
Спичка: - Я все поняла! Мне и моим сестричкам – спичкам, нельзя веселиться и шалить в лесу, да и не только в лесу! А лучше жить поживать в своем домике – спичечном коробочке.
Воспитатель: - Да, Спичка, ты права! И это хорошо, что ты все осознала и поняла! Присядь, успокойся, отдохни и послушай: ведь от тебя не только может случиться беда, но и ты и твои сестрички – спички могут приносить пользу!
Спичка: - Да какая от меня может быть польза!
Воспитатель: - А ты послушай наших ребят и сама реши!
Дети: 1. Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня,
Он надежно дружит с нами!
Гонит холод, гонит голод и конечно мрак,
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг!
2. Нам огонь хороший нужен
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
И за то ему почет!
3. Тот огонь, что с нами дружен,
Очень всем конечно нужен!
Очень скоро подрастем
И в огромный мир войдем!
4. Кто – то станет сталеваром,
Кто – то станет кашеваром,
И в пожарные – на смену
Мы придем пренепременно!
5. И еще профессий море,
Где, с огнем дружа и споря,
Нам придется жить, друзья,
Ведь без этого нельзя!
Спичка: - Ой, ребята, спасибо вам большое! Но у меня к вам еще один вопрос: если начался пожар, что все-таки надо делать, как поступить?
Воспитатель: - Наши замечательные ребята знают интересную игру, которая так и называется: «Если начался пожар…».
Дети делятся на две команды и поочередно отбирают карточки с правильным поведением во время пожара, держат их в руках. В конце игры каждый ребенок из команды описывает ситуацию на своей карточке: «нельзя открывать окна», «Нельзя прятаться под кровать», «Надо бежать к выходу», «Нельзя прятаться в шкаф», «Надо бежать в безопасное место», «Накрыться мокрым полотенцем», «Надо вызывать пожарных» и т. д.
Спичка: - Я все поняла и запомнила! Спасибо вам, ребята! Ой, как с вами здорово! Можно веселиться и играть, но только осторожно! Я обязательно расскажу своим сестричкам – спичкам, но где же мне их искать? (и начинает плакать).
Воспитатель: - Не печалься, Спичка! Ведь тебе очень повезло, что встретила нас! Мы знаем, как тебе помочь! Давайте поиграем в игру: «Топаем, хлопаем». Когда мы будем топать и хлопать, сестрички – спички нас наверняка услышат, а заодно все повторим, что мы сегодня узнали!
Игра «Топаем, хлопаем»
-Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)
-Спички весело горят, буду с ними я играть! (топают)
-Коля убежал за дом, там играет он с огнем! (топают)
-Он опасен, Катя знает, утюг больше не включает! (хлопают)
-Если вдруг возник пожар, ты обязан в тот же миг в часть пожарным сообщить! (хлопают)
-Ребята, помните о том, что нельзя шутить с огнем! (хлопают)
Выходят Спички – сестрички (дети из старшей группы). Обнимаются, радуются.
Спичка: - Спасибо вам, ребята большое! Я у вас многому научилась и многое поняла!
Воспитатель: - Ну а нам пора возвращаться в наш любимый детский сад! Спички – сестрички, мы приглашаем вас к нам в гости, где все вместе посмотрим замечательный мультфильм: «Уроки осторожности тетушки Совы – Огонь»! Вы согласны? (да) Тогда занимайте места, и в обратный путь!
Все под веселую музыку возвращаются в группу.