Евгения Кардашова
Проект «Сказка ложь, да в ней намёк» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В I младшей группе «ягодка»
Автор-разработчик проекта :
Кардашова Е. А.
Проект : «Сказка ложь, да в ней намек».
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность: кратковременный - 2 недели
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители
Актуальность:
Публикация «Проект „Сказка ложь, да в ней намёк“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. Каждый из нас помнит, как будучи ребёнком сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним.
Проект «Сказка ложь, да в ней намек» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Русские народные сказки сегодня не преподносят детям с той теплотой, как это было раньше. Даже если и читаются детям русские сказки, то родителями не раскрывается поэтический и многогранный образ их героев, не оставляют детям простора для воображения. Сегодняшнее отношение родителей к сказкам не способствует возвращению в естественную канву жизни ребенка и семьи темы веры, добра, милосердия и послушания. А ведь всё это относится к духовно-нравственному содержанию сказок.
Цель проекта : приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Задачи:
Дети:
- познакомить с фольклором русского народа;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Предполагаемый результат:
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющееся в познавательной активности.
2. Правильное звукопроизношение и выразительность речи у 5 % детей группы.
3. Творческие навыки: умение сочинять сказки по картинкам, самостоятельно организовывать театрализацию сказок, изображать героев сказок.
4. Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
Этапы реализации проекта :
Апрель: 1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Проанализировать и обосновать выбора тематики проекта.
2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. 1. Создание библиотеки
3. Обновление и пополнение плоскостного театра.
4. Обновление и пополнение масок для подвижных игр и театрализации.
5. Родители обогащение развивающей среды (тематические альбомы)
6. Ознакомление детей со сказками : Репка, Теремок, Колобок, Курочка ряба. Активизация словаря.
7. Д/и «Разложи героев по сказкам» (Репка, Колобок) Развитие мыслительных способностей. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.
8. Обыгрывание сказки «Репка», «Колобок» при помощи плоскостного театра,, пальчикового театра. Привлечение детей из группы к проигрыванию ролей персонажей сказки.
9. Выставка книжек: «Русские народные сказки».
10. Домашнее задание «Сделать любимого героя своими руками» Привлечь родителей к выполнению домашнего задания совместно с детьми (изготовление любимого сказочного персонажа)
11. Участие родителей в обогащение развивающей среды (маски, пальчиковый театр, настольный театр). Тематические альбомы.
12. Акция «Подари книгу детскому саду»
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Дети:
- познакомить с фольклором русского народа;
- способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
- развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать личностные качества ребёнка посредством сказки;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
«Сказка ложь, да в ней намек…» Конспекты занятий по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Образовательная область : коммуникация связная речь
В рамках организованной образовательной деятельности проводится работа по развитию связной речи – пересказ русских народных сказок.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, социализация.
Цель: развитие всех форм устной речи.
Задачи:
- умение воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;
- подвести дошкольника к воспроизведению текста.
Методика:
- первичное чтение произведения;
- беседа по вопросам;
- повторное чтение;
- пересказ.
Требования к литературным текстам:
- динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения;
- четкость и последовательность развертывания действия;
- занимательность содержания.
Колобок
Русская народная сказка
Пересказ русской народной сказки. Рассказывание сказки сопровождается показам иллюстраций.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к русской народной сказке «Колобок». Дети рассматривают три-четыре сюжетные картинки и отвечают на вопросы:
1-я иллюстрация
- Как начинается сказка?
- Кого вы узнали на этой картинке?
2-я иллюстрация
- Что попросил испечь старик?
- Где остывал колобок?
3-я иллюстрация
- Что произошло с колобком, когда он спрыгнул с окошка?
- Кого встретил колобок?
- Какую песенку пел колобок?
4-я иллюстрация
- Почему колобок прыгнул лисе на нос?
- Чем закончилась сказка?
После рассматривания иллюстраций воспитатель еще раз читает сказку, а дети помогают.
Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает ее самостоятельно. В случае затруднений в процесс пересказывания включается воспитатель. На этой ступени вопросы можно задавать лишь в отдельных случаях. Лучше пользоваться напоминанием самого текста, тогда детям легче воспроизводить содержание сказки.
Теремок
Русская народная сказка
Пересказ русской народной сказки. Рассказывание сказки сопровождается показом театра на фланелеграфе.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Теремок». После чего читает текст, сопровождая его показом сказки на фланелеграфе.
Вопросы к детям:
- как называется в этой сказке домик, где живут звери?
- как начинается сказка «Теремок»?
- кто первый нашел в поле «Теремок»?
- кто был вторым, третьим и т. д. ?
- как закончилась сказка?
После беседы воспитатель читает сказку вновь, а дети включаются в пересказ по ходу чтения, выкладывая фигурки согласно тексту на фланелеграфе.
Конспект открытого занятия по физкультуре в 1 младшей группе «Теремок» По сюжету русской народной сказке «Колобок»
Программное содержание:
1. Учить выполнять упражнения слаженно и дружно;
2. Развивать двигательные навыки и умение координировать движения в соответствии с текстом;
3. Воспитывать гуманные чувства.
Пособия:
1. Игрушки: Колобок, Лиса.
2. Атрибуты: Домик старика и старухи; дуги-2шт. (высота-50 см, ребристая доска (длина-2м, ширина-20см., бревнышки-3 шт.
3. Фонограмма «Как прекрасен мир вокруг».
4. Угощение для ребят.
Ход занятия:
Ребята, мы сегодня отправляемся в сказку. Вставайте друг за другом и идите за мной. Не отставайте!
(Простая ходьба друг за другом).
Вот мы подошли к домику, здесь живут Старик и Старушка.
Обще развивающие упражнения:
Проснулся утром Старик, вышел из домика и потянулся. Давайте мы тоже потянемся.
1. И. П. основная стойка.
Выполнение: Поднять руки через стороны вверх, опустить.
Потянулся и говорит Старушке:
-Испекла бы ты мне Колобок.
А старушка ему в ответ:
-Из чего испечь-то, муки-то нет.
-А ты по амбару поскреби, по сусекам помети, вот муки – то и наберешь.
Давайте мы поможем старушке. Повторяйте за мной.
2. И. П. ноги на ширине плеч.
Выполнение: наклоны вперед.
Набрала Старушка муку, стала Колобок лепить.
3. И. П. : Основная стойка.
Выполнение: Приседание с круговыми движениями рук.
Слепила Старушка из теста Колобок, испекла его в печке и поставила на окошко студиться.
4. И. П. :Сидя на пятках, руки за спиной, голова низко наклонена вперед.
Выполнение: Выпрямить спину, поднять высоко голову и посмотреть в одну и в другую сторону.
Колобок полежал, полежал, да и побежал по дорожке в лес погулять. Пойдемте и мы за ним.
Бежит Колобок по лесу. Подлезает под низкие еловые веточки.
(Подрезание под дуги).
Полезли и мы за ним.
Вышел Колобок к речке и пошел по узенькому мостику.
(Ходьба по ребристой доске).
Давайте и мы пройдем по этому мостику, не отставайте!
В лесу много поваленных деревьев, Колобок аккуратно перешагивает через них.
(Перешагивание через предметы с высоким подниманием колен).
Вышел Колобок на лесную поляну, а под кусточком Лиса спряталась.
Ребятки, давайте поможем Колобку от Лисы убежать.
Подвижная игра «Ловишки» (2-3 раза).
Колобок: Спасибо, ребятки, что помогли мне.
Лиса оказалась очень хитрая, хотела меня съесть.
Я больше никогда не буду гулять один в лесу.
Давайте мы проводим Колобка в домик к старику со старушке.
(Спокойная ходьба).
Ребята, какие вы все ловкие смелые!
Вы сегодня многое смогли преодолеть. Благодаря Колобку вы научились подлезать под низкие еловые веточки, ходить по узенькому мостику, перешагивать через поваленные деревья.
А главное - вы очень дружно помогли уберечь Колобка от Лисы.
На этом наше путешествие в сказку заканчивается, а старушка приготовила для вас сладкий сюрприз, который ждет вас в группе.