Зинаида Протасова
Консультация «Сказка — ложь, да в ней намёк…»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка. Для решения этой проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
Публикация «Консультация „Сказка — ложь, да в ней намёк…“» размещена в разделах
Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшее проявление недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Я считаю своей задачей воспитать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Беседовала с ребятами о добрых поступках людей, читала им художественные произведения, вместе с ними разучивала пословицы и поговорки, проводила дидактические игры, стремилась обогатить их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый».
В воспитании у детей милосердия отвожу большое место работе со сказкой, потому что сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла. Это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно-здоровой личности ребёнка, потому что она учит честности, смелости, доброте, порицая зло и несправедливость. К. И. Чуковский писал: «Цель сказки – воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Благодаря сказке, ребёнок узнаёт, что добро всегда сильнее зла и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогой добра и мыслить позитивно.
Помогла мне в работе сказка «Кот петух и лиса». Она учит ребят состраданию, заботе, ведь все герои сказки помогали зайчику выгнать хитрую лису из домика. Часто герои сказок переживают от того, что причинили вред другим, и мучаются, пока не искупят свою вину. Несколько раз я читала детям ненецкую сказку «Кукушка». Эта сказка о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих чёрствых, недобрых сыновей. Все ребята поняли вину сыновей и осудили их, и поэтому мой вопрос: «Вам жалко сыновей?» - удивил детей. Но я хотела, чтобы дети испытали к ним чувство жалости и сострадания, и в конце беседы подвела ребят к выводу: «Действительно, сыновья сами виноваты в том, что произошло, но и ведь и их жаль: они остались без матери». Пословица «Нет лучшего дружка, чем родная матушка», с которой я познакомила детей, была ярким подтверждением тому, что маму надо любить и дорожить ей.
Сказка способствует установлению тесного контакта с членами семьи, заботливому отношению и уважению друг к другу. Я понимала, что моя работа по воспитанию у детей милосердия не может быть успешной без помощи родителей. Провела анкетирование, подготовила папку- передвижку, предложила родителям прочитать предложенные мной сказки. А совсем недавно родители и дети приняли участие в конкурсе «Моя любимая сказка». С большой ответственностью подошли родители к этому мероприятию. Была организована выставка, на которой были представлены сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Сколько радости было в глазах детей! Каждый ребёнок гордился работой, выполненной вместе с родителями.
Целенаправленная работа, проводимая мной по формированию у детей ценностных ориентаций, привела к увеличению количества детей, научившихся проявлять лучшие нравственные качества: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла. И как бы хотелось, чтобы все эти ценные качества остались в детях на всю жизнь.