Анастасия Морозова
Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение представлений о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи:
- побуждать применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
- способствовать развитию представлений о том, что здоровье зависит от безопасного поведения человека;
- содействовать развитию диалогической формы речи;
- побуждать высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос;
- способствовать развитию умения поддерживать непринужденную беседу;
- побуждать употреблять в речи сложноподчиненные предложения;
Публикация «Конспект НОД „Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок“» размещена в разделах
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- содействовать воспитанию осознанного отношения к своей жизни и её безопасности;
Способы:
- сюрпризный момент (приход Нехочухи);
- беседа о безопасном поведении, вопросы проблемного характера («Как должны были ответить козлята незнакомцу?» и др.);
- гимнастика (координация речи с движениями) «В круг скорее становись»; зрительная гимнастика «Солнышко»;
- отгадывание загадок;
- дидактические игры «Добро и зло»; «Чужой, знакомый, свой»; «Специальная служба», «Разложи на свои места»;
- рассматривание иллюстраций сказок (“Кошкин дом”, “Спящая красавица”);
- рефлексия: “Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что вы расскажете сегодня вечером родителям?” .
Средства: Книга сказок; справочник с чистыми листами; картинки из сказок для справочника («Волк и семеро козлят», «Буратино», «Колобок», «Кошкин дом», «Спящая красавица»); клей; пиктограммы, картинки сказочных героев (Баба – Яга, Дюймовочка и т. д.); мяч; д/и «Специальная служба», картинки опасных предметов (молоток, отвёртка, нож и т. д, ящик, аптечка, шкатулка.
Предварительная работа:
- беседы о правилах безопасности: «Опасные предметы», «Осторожно, незнакомец», «Службы спасения»;
- чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Спящая красавица»;
- драматизация сказки «Колобок»;
- просмотр и обсуждение мультфильма «Кошкин дом»;
- игра “Специальная служба”;
- разучивание зрительной гимнастики «Солнышко».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
На столе появляется большая книга сказок, дети замечают её, интересуются
Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам познакомиться с книгой и вспомнить известные Вам сказки.
Дети садятся полукругом
В. : Ребята, а вы знаете, что такое сказки и как отличить сказку от других произведений?
Дети.
В. : Сказки – это такие произведения, в которых рассказывается о сказочных, выдуманных событиях, о том, чего в настоящей жизни не может быть. Молодцы! Ну, что отправимся с вами в увлекательное сказочное приключение?
Дети.
Воспитатель открывает книгу, в это время в группу вбегает Нехочуха.
Нехочуха: Здравствуйте ребята, меня зовут Нехочуха. Я мимо пробегал, и решил к вам заглянуть. Ой, а что это вы тут делаете?
Дети.
Нехочуха: Сказки читать собираетесь? Хм. какая глупость, вам, что заняться больше не чем? Сказки они читать собрались, такие взрослые, а всё в сказки верят.
В. : Нехочуха, а чем тебе так сказки не угодили? Они же очень интересные. Правда, ребята?
Дети.
Нехочуха: А вот и нет, не хочу их слушать, не буду, не хочу. И вы не будете! (Нехочуха забирает книгу, отворачивается от детей, обижается)
В. : А вы, ребята, любите сказки, почему? Как мы можем переубедить Нехочуху что они нужны? (обращается к Нехочухе). Уважаемый Нехочуха, мы предлагаем тебе с нами вместе создать свою книгу.
Нехочуха: А вот это уже интересно… О чем же она будет?
В. : Нам обязательно нужно будет вспомнить сказки, они помогут нам в создании нашей книги. Ну что, отправимся в сказочное путешествие?
Дети.
В. : В путешествии нужно быть осторожным, в сказках встречается много опасностей, нужно соблюдать правила безопасности.
Нехочуха. Ну и для чего мне это ваше безопасное поведение? Я вот буду делать то, что мне хочется, и не хочу я вовсе подчиняться вашим правилам.
В. : Ребята, расскажите нашему гостю, для чего нам нужны правила безопасности.
Дети.
Нехочуха. Да? Эти правила помогают нам сохранить свою жизнь и здоровье?
В. : Ну, конечно! Теперь можно отправиться в путь! Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг скорее становитесь
(идут по кругу, взявшись за руки)
Крепко за руки держитесь
(идут по кругу в обратном направлении)
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
(хлопают в ладоши на каждое слово)
В. : А теперь давайте вспомним сказки, в которых герои попадают в серьезные неприятности, потому что не соблюдали правила безопасности. В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. («Волк и 7 козлят»)
Ребята, скажите, а почему козлята открыли дверь волку?
Дети.
В. : Чтобы вы посоветовали козлятам, как им нужно было поступить?
Дети.
В. : Конечно, они не должны были разговаривать с волком и твердо отказать открыть ему дверь. А как бы вы это сделали, какие слова сказали бы при этом?
Дети.
В. : Да, внешность может быть обманчива. Давайте теперь попробуем поиграть в игру «Добро и зло».
На столах пиктограммы: доброе и злое лицо
В. : Как вы думаете герои каких сказок, их внешность, поведение, поступки, характер соответствуют данным пиктограммам?
Сказочные герои : Баба-яга, Кощей, Бармалей, Змей Горыныч, Снежная Королева, Волк, Лиса; Дюймовочка, Золушка, Крокодил Гена, Айболит
Нехочуха: Так значит, это сказка учит нас не открывать двери незнакомым, даже если он внешне очень привлекателен и всегда слушаться взрослых!
В. : Конечно, вот давайте наклеим картинку на первую страницу в наш справочник безопасности.
Дети вместе с Нехочухой наклеивают картинку
В. : А этот герой поверил обманщикам коту Бразилио, лисе Алисе. («Приключение Буратино»). Давайте посмотрим на картинку к сказке «Буратино». Вспомните, что случилось с Буратино, когда Кот Базилио и Лиса Алиса позвали его пойти с ними на поле Чудес?
Дети.
В. : Правильно ли поступил Буратино, что доверился им?
Дети.
В. : Что бы вы стали делать, если бы вас позвал с собой незнакомый человек?
Дети.
В. : А теперь, я предлагаю проверить вас и поиграть в игру «Чужой, знакомый, свой» (с мячом) : свой - мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, тетя, дядя, родственники; знакомый - соседи, воспитатели, друзья, подруги, друг папы, подруга мамы; чужой -прохожий, незнакомец, продавец, почтальон, слесарь.
В. : Вижу, что это правило вы запомнили. Доверять нужно только знакомым людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить вам вред, например, разлучить вас с близкими людьми, испугать. Вот и вторая картинка для нашего справочника.
Нехочуха. А можно я следующую сказку загадаю?
В. : Конечно, можно, попробуй.
Нехочуха. Этот герой от бабушки ушёл и от дедушки ушёл, а от лисы уйти не смог. Кто это?
Дети.
В. : Какое правило безопасности нарушил Колобок?
Дети.
Нехочуха. Правильно, взрослых нужно слушать, я вот сам раньше не слушал никого, а теперь буду слушаться. Давайте наклеим ещё одну картинку в нашу книгу.
В. : А на что похож наш Колобок?
Дети.
В. : Конечно, он похож на солнышко. Давайте сделаем гимнастику для глаз «Солнышко».
Солнышко с тучками в прятки играло,
Солнышко тучки – летучки считало (круговые вращения глазами)
Серые тучки, черные тучки (влево – вправо)
Легких 2 штучки (вверх, тяжелых 2 штучки (вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза)
Солнце на небе во всю засияло (поморгать)
Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Кошкин дом»
В. : Вы узнали эту сказку? Как называется?
Дети.
В. : Что случилось в этой сказке? И как вы думаете почему?
Дети.
Нехочуха. А я даже знаю отрывок из этой сказки : «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила, бежит курочка с ведром, а собачка с помелом»
В. : Скажите ребята, а правильно ли повела себя кошка? Что ей нужно было сделать?
Дети.
В. : Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Специальная служба». Сейчас вы разделитесь на команды и соберёте предметы,которые нужны “Скорой помощи” (команда № 1, “Полиции” (команда № 2, “Пожарной службе” (команда № 3, и вспомните номера телефонов этих экстренных служб.
В. : Молодцы! У вас всё получилось. Давайте наклеим картинку на следующую страницу.
Дети наклеивают картинку
В. : А вот ещё одна героиня сказки, узнали? (Спящая красавица)
В. : Что приключилось в этой сказке?
Дети.
В. : Давайте вспомним, какие опасные предметы вы знаете? (Пила, топор, молоток, нож, иголки, кнопки, таблетки, шприц, градусник)
Дети.
В. : Посмотрите, у меня на столе много всяких предметов (пила, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, порошки, нож, вилка, игла, ножницы). Назовите, какими предметами нельзя пользоваться категорически без взрослых? А какими предметами можно пользоваться с осторожностью?
Дети.
В. : Для безопасности все эти предметы надо убирать на свои места. Помогите мне их разложить.
Дети раскладывают (ящик, аптечка, шкатулка)
В. : Молодцы! Нам осталось наклеить последнюю страницу в нашу книжку. Как мы книгу назовем? может быть она будет называться – справочник безопасности! Ну, что, Нехочуха, понравилось тебе с нами путешествовать по сказкам.
Нехочуха. Очень понравилось, ведь теперь я узнал, зачем нужно сказки читать, сказки могут быть очень полезны.
В. : Ребята, я предлагаю подарить эту книгу Нехочухе.
Нехочуха. Спасибо Вам ребята! А теперь мне пора домой. До свидания!
Дети прощаются с героем
В. : Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что вы расскажете сегодня вечером родителям? Вспомните пословицы про сказки.
Дети.
В. : А я вспомнила такую: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!”
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
2. Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2012
3. https://doshkolnik.ru/obzh/8354-bezopasnost.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-obzh-v-starshei-grupe-puteshestvie-v-stranu-bezopasnosti.html