Наталья Безрукова
Проект «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Русская изба»
Автор проекта : Безрукова Н. И.
Участники проекта : воспитатели: Безрукова Н. И., Голубева И. М., музыкальный руководитель: Бухвалова С. Г., воспитанники подготовительной группы., родители.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Публикация «Проект „Русская изба“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность: Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Цель проекта : Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
Задачи:
- Формировать представления об устройстве русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение литературы по данной теме;
- Изготовление дидактических пособий;
Основной этап:
ООД: "Русская печь"
Беседы:
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о русской матрешке;
-о дымковских игрушках;
-о деревянных ложках.
- Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов, рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры:
- Д/И «Русская изба»
- Д/И «Подбери головной убор к сарафану»
- Д/И "Что - сейчас, а что - раньше"
- Д/И "Лоскутное одеяло"
Сюжетно – ролевая игра:
"В русской избе"
Ручной труд:
-Изготовление лоскутного одеяла
-Изготовление макета русской избы
Лепка:
- «Посуда»
Рисование:
-Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек».
-Разучивание частушек.
-Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
-Разучивание танцев: «Кадриль», «Танец с ложками».
-Оркестр «Игра на ложках».
Подвижные игры:
-«Ручеек»
-«Салки»
-«Горелки»
Спортивное развлечение:
-«Карусель народных игр»
Взаимодействие с родителями:
- Экскурсия в краеведческий музей
- Оформление мини-музея "Русская изба"
Заключительный этап:
- Открытое интегрированное занятие "Русская печь"
- Презентация результатов проектной деятельности
Ожидаемые результаты проекта :
- дети получили обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- познакомились со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатился словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.