Валентина Кузьмичева
«Это русская сторонка — это Родина моя!». НОД для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Приобщать детей к корням народной культуры, воспитывать любовь и уважение к Родине, России. Продолжить знакомство с песенным, поэтическим фольклором России, с поговорками, пословицами. Петь песни коллективно и индивидуально, выразительно, понимая, о чем поется в народной песне. Выполнять выразительно движения народного танца. Инсценировать песню, проявляя свое творчество. Развивать умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их звучание с характером звучания музыки. Пробуждать и развивать у детей художественный вкус, изобразительные способности, помочь ощутить себя художником через открытие звуков, цвета, формы. Учить различать родственные и контрастные цвета, теплые и холодные. Учить детей активно применять в новых для себя условиях знания и умения. Осваивать различные приемы рисования матрешки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Содержание:
1. Чтение стихов о Родине, России, пословиц, поговорок.
2. Слушание «Калинка» р. н. п. в записи
3. Пение: «Моя Россия» Г. Струве, р. н. п. «Во поле береза стояла»
4. Инценирование р. н. п. «Пошла млада за водой».
5. Игра на муз. инструментах «Оркестр» р. н. п. «Полянка»
6. Танец «Утушка луговая» р. н. м.
7. Рисование «Раскрашивание матрешки»
Материал: Мультимедийное оборудование, выставка предметов народного творчества, карта России, костюм Молодицы, платочки, березовые веточки, краски, кисти и т. д.
Ход:
Дети входят в зал под звучание «Песни о России» П. Аедоницкого
Воспитатель: (обращает внимание детей на карту России) Вот она Россия, наша страна – очень и очень большая она. Россия – Родина, наш дом, где вместе с вами мы живем!
М. р: Необозримая ширь полей, звон колосьев тугих. Разливы могучих рек, степей необъятный простор. Это – Россия.
Дети читают стихи о Родине, о России (стихи сопровождаются показом слайдов)
Рассматривают репродукции картин Ю. Левитана,И. Репина, Васнецова и т. д.
Воспитатель: Ты смотришь в спокойное небо. Бредешь лесными тропами, сидишь у прохладной реки. Это – Россия!
М. р: Ты видишь древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. Это – Россия!
Воспитатель проводит беседу по картинам.
М. р: Сегодня мы попробуем с вами прикоснуться к русской истории, к той, которая ожила для нас в звуках, став одним из прекрасных творений человека – песней; в словах, которые превратились в стихи, пословицы, поговорки,
Чтение пословиц и поговорок.
Дети читают стихи:
Россия… как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
Вед: Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют!
Пение «Моя Россия» Г. Струве (показ видеоролика)
Дети рассматривают выставку из предметов народного прикладного искусства.
М. р: Гармонист играет песни, песни Родины моей.
Ах, на свете нет чудесней, песни русской веселей!
Слушание «Калинка» р. н. п. в исполнении оркестра народных инструментов (показ видеоролика)
М. р: Сколько на Руси песен? Их невозможно сосчитать, как звезды на небе. Всегда русский народ любил песню, веселую и грустную, она сопровождала людей во время труда и во время праздников, помогала работать и отдыхать.
Дети читают:
Чуть пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа!
М. р: Какую русскую народную песню вы знаете о березке? (отвечают) О березе много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми. Красавица берёзка тихо шелестит молодыми листочками. Ей скучно одной в широком поле, и она тихо шепчет: «Девочки-подруженьки, где же вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!» (показ слайдов)
Девочки платочки берут и вокруг берёзки хоровод ведут.
Девочки исполняют хоровод «Во поле берёза стояла».
Вед: Русский народ очень трудолюбивый. Много трудились наши отцы и деды на земле и завещали нам любить землю и не бояться никакой работы. В старину люди посвящали своей работе припевки, песни, поговорки и пословицы. Вот некоторые из них:
Дети читают пословицы:
1. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
2. Долог день до вечера, кому делать нечего.
3. Судят не по словам, а по делам.
4. Терпенье и труд всё перетрут.
5. Труд человека кормит, а лень портит.
6. Умелые руки не знают скуки.
7. Землю красит солнце, а человека труд.
Вед: Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. Так вот лентяев и бездельников народ не любил и высмеивал.
Дети исполняют инсценировки.
1 реб: Не колода, не пень, а лежит целый день.
2 реб: Вот лодырь!
3 реб: Не жнёт и не косит, а обедать просит.
1 реб: Тит, а Тит, иди молотить!
Тит. Живот болит!
2 реб: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети: Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
Вед: Не любили лентяев в народе и говорили так: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда».
Выходят трое детей. Девочка Ульяна ложится на бок.
1 реб: Проснулась Ульяна не поздно, не рано.
2 реб: Люди – косить, а она голову мочить.
3 реб: Люди - жать, а она на печи лежать.
1 реб: Люди – молотить, а она пыль воротить.
2 реб: А обедать пойдут…
Все: Она тут как тут.
Ульяна (вскрикивает) А я?
Вед: Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Народ всегда много трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром говорится: «Сделал дело – гуляй смело!»
«Делу – время, потехе – час!» Закончив дневные дела, собирался и стар, и млад. И тешили они друг друга небывальщиной да неслыхальщиной. Вот и я старину скажу стародавнюю, стародавнюю да небывалую.
Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете
Мышка ехала верхом
В откидной карете,
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами!
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек,
Поросяточки по кустам висят, полететь хотят.
(под музыку входит в зал воспитатель в русском костюме – Молодица)
Молодица: Здравствуйте, ребятишки, славные парнишки. Здравствуйте и вы, девчушки, быстроногие вострушки. Еду я с ярмарки – слышу, ложки стучат, бубны звенят, смех да веселье. Делу – время, потехе – час! Кто будет играть со мной сейчас?
Игра на музыкальных инструментах «Оркестр» р. н. м. «Полянка»
Молодица: А пляски русские какие, нет танца веселей, здесь и удаль молодецкая (мальчики показывают, и плавность, нежность девичья (девочки показывают)
Танец «Утушка луговая» р. н. м.
Молодица: Однажды русский купец привез из Японии интересную игрушку, которая называлась «кокэси». Это была деревянная игрушка (показать картинку) Фигурок было несколько, они полые и вкладывались одна в другую. Эту игрушку увидел русский художник С,Малютин, и у него родился образ национальной игрушки … матрешки, которая стала символом русской деревенской красавицы. Первая русская матрешка появилась в Сергиевом Посаде и состояла из 8 фигур. Позже ее стали делать во многих областях России. Они отличаются по видам росписи. У одних есть сарафан, кофточка с вышивкой, яркий платок, передник (показ) Другие украшают яркими, декоративными цветами, которые наносятся на естественную золотую фигурку. В росписи преобладали красные, синие и зеленые цвета. Есть матрешки, у которых прорисованы и нарумянены щечки (показ слайда)
Дети раскрашивают черно-белый рисунок матрешки по своему усмотрению.
(пока дети рисуют, звучит спокойная народная музыка)
Анализ работ. Прощаются, спокойно выходят из зала.