Наталья Камзаракова
Проект «Маленькие Энштейны». Развитие познавательных способностей с помощью игр В. В Воскобовича (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка… 3
2. Ожидаемые результаты…5
3. Тематический план…9
4. Список литературы…12
Пояснительная записка
Актуальность
Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Доказано, что интенсивное развитие детского интеллекта повышает успешность обучения в школе.
Публикация «Проект „Маленькие Энштейны“, Развитие познавательных способностей с помощью игр В, В Воскобовича (часть 1)» размещена в разделах
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности — игре. В процессе игры развиваются функции планирования, умение анализировать результаты, воображение и др. Основная особенность развивающих игр определена их названием. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, замечательна тем, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, требующими перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет преобразовать образовательную деятельность: перейти от обычных занятий к игровой деятельности, организованной взрослыми, или самостоятельно.
Особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в Санкт-Петербурге. Данные развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовый игровой замысел, материал и правила. Игру существенно" дополняет сказка — она вводит ребенка в необычный мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Это порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Развивающие игры Воскобовича способствуют :
-эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
-творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;
-развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звуко-произношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;
-социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. ;
-художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Творчество и фантазия развиваются при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся в дошкольных группах, заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание и незаметно втягивает в процесс «думания» над задачей. Ребенок аккуратно и поэтапно вводится в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Задействуются и развиваются психические процессы (восприятие, память, мышление, а также качества личности (целеустремленность, самостоятельность, усидчивость). Вариативность и разные степени сложности заданий одной игры позволяют использовать их как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми. Импонирует и наличие сказочного образа — для детей это один из стимулов выполнения задания. Важна возможность создания плоскостных и объемных изображений, схем. Проявление творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, логически завершать задание.
Включение в воспитательно-образовательный процесс развивающих игр предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей.
Цель:
развивать интеллектуально-творческие способности и совершенствовать познавательные процессы дошкольников с помощью игр Воскобовича.
Задачи:
1. Организация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей, оказание своевременной квалифицированной помощи педагогам.
изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.
2. Обновление содержания раздела программы «От рождения до школы» Формирование математических представлений игровой технологией В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
3. Разработка системы планирования работы по познавательной деятельности и формированию логико – математических представлений детей 5-7 лет.
4. Организация образовательного игрового пространства, через обновление предметно- развивающей среды игровыми комплексами В. Воскобовича
5. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта.
5. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.
Участники проекта :
-педагоги
-воспитанники дошкольного возраста
-родители
Сроки реализации: долгосрочный,реализуется в течении учебного года.
Тип проекта : практико –ориентировочный
Теоритическая значимость
Необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса. Современные требования подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических представлений, основ системного видения мира. Преемственные связи со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения.
Практическая значимость:
-раскрыть один из показателей подготовки ребенка к школьному обучению
-представить систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
-предложить систему разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
Новизна
Внедрение в работу игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления. В основу которой положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнение одной и той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр.
Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Высокий уровень интеллектуального развития у детей;
2. Высокий уровень творческого воображения как основ креативности;
3. Высокий уровень овладения логико – математической, дидактической игрой;
4. Рост умственного потенциала (% прирост ежегодно) ;
5. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, активности.
Для педагогов:
1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
2. Повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий.
3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по познавательной деятельности дошкольников.
4. Личностный и профессиональный рост.
5. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома;
2. Удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей на интеллектуальное развитие дошкольника.
Для ДОУ:
1. Повышения эффективности и качества образовательного процесса.
2. Обеспечение современных требований подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов.
3. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических представлений, основ системного видения мира.
4. Обеспечение преемственные связей со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения.
5. Реализация инновационных технологий. Обобщение передового педагогического опыта. Создание положительного имиджа ДОУ.
Мотодологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области дидактики и психологии (Л. В. Выготский, Л. С. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Л. А. Венгер, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, М. А. Данилов, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Н. Н. Поддъяков, М. Н. Скаткин, Ш. А. Амонашвили и др., теория индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Г. А. Вергелес, исследования в области образовательной технологии и личностно-ориентированного образования (Л. В. Выготский, В. П. Беспалько, Д. Г. Левитес, В. В. Гузеев, М. Е. Бершадский, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская, Л. М. Фридман, системный подход и его применение к педагогическим исследованиям, работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка и организации математического образования в ДОУ и начальной школе (Д. Г. Глейзер, Б. В. Гнеденко, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Н. Б. Истомина, А. Н. Колмогоров, А. В. Крутецкий, Ю. М. Колягин, А. М. Леушина, А. Г. Мордкович, А. А. Столяр и др.)