Лариса Лунева
Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, тем он умнее».
В. А. Сухомлинский.
Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
ФГОС учитывает индивидуальные потребности ребенка, т. е. к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Как показывает наш опыт работы, именно при использовании нетрадиционных техник рисования происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В практике мы использовали совместную (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
При проведении занятий мы создавали благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность, самостоятельность. Например, работу в этом направлении мы начинаем с того, что предлагаем детям самостоятельно выбрать себе нетрадиционный материал в окружающих его предметах («Оттиск смятой бумагой», «Рисование на скомканной бумаге», «Знакомая форма – новый предмет»).
У детей младшего возраста работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. («Рисование пальчиками», «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами».) Также развивается мелкая моторика пальцев рук, кисти.
Дети старшего возраста используют цвет как средство передачи настроения, экспериментируют (смешивает краску с мыльной пеной, с клеем). В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. («Рисование мыльной пеной», «Рисование с помощью соли», «Рисование по - сырому».)
Совместно с детьми было разработано пособие - альбом «Виды нетрадиционных техник рисования» на основе детских рисунков. Периодически наш альбом пополнялся новыми материалами.
Данный альбом является мобильным, позволяющий пользоваться им как индивидуально, так и нескольким детям одновременно. С помощью изготовленного нами пособия, дети изучают и закрепляют знания о многообразии нетрадиционных техник, и могут самостоятельно применять любую технику при рисовании.
Изобразительная деятельность выступает как образное средство познания действительности, поэтому играет важную роль в умственном развитии детей, а умственное воспитание тесно связано с развитием речи детей. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук. Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Во время продуктивной деятельности мы знакомим детей с формой, цветом, размером, положением в пространстве, новыми словами – действиями, т. е. глаголами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей («Кляксография», «Монотипия»).
Одним из условий ФГОС является охрана психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия детей. Применяемые нами нетрадиционные техники изображения способствовали ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Из нашего опыта работы можно отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждался в большем пространстве для разворачивания его деятельности, если его внимание было крайне неустойчиво и рассеянно, то в процессе нашей работы с использованием нетрадиционного рисования, зона его активности сужалась, уменьшалась амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становились более тонкими и точными.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Дошкольное образование является первой и начальной ступенью школьного образования. Важно отметить, что занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Благодаря изобразительной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца, помогать друг другу.
Опыт работы с детьми в нашем детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.