маргарита федорова
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, для которого речь имеет исключительное значение. С развитием речи развиваются все основные психические процессы, а также происходит формирование личности ребенка в целом. Весь дошкольный возраст- это время энергичного развития речи. Ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь и контролировать собственную речь. Но у многих детей процесс речевого развития задерживается, а возникшие дефекты речи сами собой не исчезают, и требуется коррекция. Одной из задач коррекционной работы по исправлению нарушений речи, является развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Исследования ученых и электрофизиологические данные говорят о том, что речевая область формируется под воздействием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении
Публикация «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
всего детства выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Систематическая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук является стимулом развития нервной системы, интеллектуальных способностей, психических процессов и речевой деятельности. Развитие мелкой моторики – это постепенный процесс, он индивидуален для каждого ребенка и у каждого он проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелые и неловкие, но со временем мелкая моторика развивается, и задача взрослых, помочь и развить потенциал ребенка.
Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью деятельности становится развитие и совершенствование мелкой моторики в коррекционной работе с детьми. Для решения задач по развитию мелкой моторики я использую нетрадиционную форму работы с пластилином - «Пластилиновая мозаика». Техника заключается в скатывании мелких шариков из пластилина и налепливании их на силуэтное изображение. В результате получаются яркие, объемные картины. Создавая красивый продукт своими руками, дети получают положительные эмоции, в них просыпаются творческие способности. Пластилиновая мозаика может использоваться для детей любого возраста. Важно, чтобы изображение картинок соответствовало уровню и возможностям детей и соблюдался принцип «от простого к сложному». Сначала дети учатся выкладывать пластилиновой мозаикой отдельные предметы на цветном фоне (овощ, фрукт, игрушка, а затем и сюжеты. Особый интерес вызывают у детей коллективные работы. Это совместная деятельность педагога с детьми: все сложные элементы выполняет педагог, помогает и направляет ребенка, и совместно с детьми, оценивает результат труда.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- Развитие психических процессов;
- Развитие тактильных ощущений;
- Развитие фантазии, творчества, цветового восприятия;
- Развитие навыков коллективной работы;
-Углубление знаний об окружающем мире;
- Развитие эмоциональной сферы и волевых качеств;
В своей работе с детьми, по технике пластилиновая мозаика, я придерживаюсь некоторых правил:
-Задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
-Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
-Соблюдать временной регламент, чтобы не допускать переутомления ребенка;
-Формировать у детей положительную мотивацию;
Анализируя свою работу, могу сделать вывод, что в процессе овладения техникой пластилиновой мозаики, движения пальцев становятся более точными, координированными, увеличивается их скорость, дети получают удовольствие от творческой деятельности, улучшаются графические навыки, что в дальнейшем будет способствовать развитию навыка письма. Итоговый мониторинг показывает значительное повышение уровня речевого развития. Результаты моего труда очевидны.
Коллективные работы воспитателя и детей подготовительной группы:
1. Исаакиевский собор.
2. Собор Спас-на-Крови.
3. Александровская колонна.