маргарита федорова
Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников
«Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, для которого речь имеет исключительное значение. С развитием речи развиваются все основные психические процессы, а также происходит формирование личности ребенка в целом. Весь дошкольный возраст- это время энергичного развития речи. Ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь и контролировать собственную речь. Но у многих детей процесс речевого развития задерживается, а возникшие дефекты речи сами собой не исчезают, и требуется коррекция. Одной из задач коррекционной работы по исправлению нарушений речи, является развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Исследования ученых и электрофизиологические данные говорят о том, что речевая область формируется под воздействием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении
Публикация «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
всего детства выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Систематическая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук является стимулом развития нервной системы, интеллектуальных способностей, психических процессов и речевой деятельности. Развитие мелкой моторики – это постепенный процесс, он индивидуален для каждого ребенка и у каждого он проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелые и неловкие, но со временем мелкая моторика развивается, и задача взрослых, помочь и развить потенциал ребенка.
Работая с детьми с ОНР, приоритетной целью деятельности становится развитие и совершенствование мелкой моторики в коррекционной работе с детьми. Для решения задач по развитию мелкой моторики я использую нетрадиционную форму работы с пластилином - «Пластилиновая мозаика». Техника заключается в скатывании мелких шариков из пластилина и налепливании их на силуэтное изображение. В результате получаются яркие, объемные картины. Создавая красивый продукт своими руками, дети получают положительные эмоции, в них просыпаются творческие способности. Пластилиновая мозаика может использоваться для детей любого возраста. Важно, чтобы изображение картинок соответствовало уровню и возможностям детей и соблюдался принцип «от простого к сложному». Сначала дети учатся выкладывать пластилиновой мозаикой отдельные предметы на цветном фоне (овощ, фрукт, игрушка, а затем и сюжеты. Особый интерес вызывают у детей коллективные работы. Это совместная деятельность педагога с детьми: все сложные элементы выполняет педагог, помогает и направляет ребенка, и совместно с детьми, оценивает результат труда.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- Развитие психических процессов;
- Развитие тактильных ощущений;
- Развитие фантазии, творчества, цветового восприятия;
- Развитие навыков коллективной работы;
-Углубление знаний об окружающем мире;
- Развитие эмоциональной сферы и волевых качеств;
В своей работе с детьми, по технике пластилиновая мозаика, я придерживаюсь некоторых правил:
-Задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
-Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
-Соблюдать временной регламент, чтобы не допускать переутомления ребенка;
-Формировать у детей положительную мотивацию;
Анализируя свою работу, могу сделать вывод, что в процессе овладения техникой пластилиновой мозаики, движения пальцев становятся более точными, координированными, увеличивается их скорость, дети получают удовольствие от творческой деятельности, улучшаются графические навыки, что в дальнейшем будет способствовать развитию навыка письма. Итоговый мониторинг показывает значительное повышение уровня речевого развития. Результаты моего труда очевидны.
Коллективные работы воспитателя и детей подготовительной группы:
1. Исаакиевский собор.
2. Собор Спас-на-Крови.
3. Александровская колонна.

