Чиботарь Анна
Речевое развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают рост числа детей с речевыми нарушениями. Эта проблема наиболее остро стоит у детей подготовительных к школе групп, и если ее не решить вовремя, то ребенок в будущем обрекается на трудности в школьной жизни. ФГОС дошкольного образования ставит перед воспитателями цели в области речевого развития, такие, как владение речью как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, владение речью как средством общения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Изучив работы Жуковой Н. С., Кольцовой М. М., Фоминой Л. Ф., в которых было отмечено, что в результате проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Также была выдвинута гипотеза о том, что движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют речевое развитие ребенка.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения подготавливают руки к письму. Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук, если же развитие речи отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Уже в раннем детстве необходимо выполнять массаж пальчиков, влияя тем самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга, не стоит забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координации движений рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность). Поэтому в детском саду важно много уделять внимания таким видам деятельности, как лепка, аппликация, рисование, конструирование. Во время выполнения практических действий с пластилином, тестом, бумагой кубиками конструктора, необходимо непрерывно разговаривать с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание. Такие занятия стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого- развитие речевых функций, а также способствует развитию всех психических функций головного мозга.