Лучший педагог года Итоги 2024

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно произносить звуки»

Алёна Миронова
Консультация для родителей «Учим ребенка правильно произносить звуки»
▼ Скачать + Заказать документы

Начиная работу с родителями, мы объясняем им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют рекомендаций (речевая игра, закрепление поставленного звука, то нарушается целостность педагогического процесса, в следствии чего страдает ребенок. Цель нашей консультации: помочь родителям правильно выполнять задания логопеда по автоматизации поставленных звуков и познакомить родителей с играми по автоматизации звуков.

Автоматизация звука - это закрепление правильного положения органов артикуляционного аппарата. Мы взрослые, произносим слова, звуки, не задумываясь о том, какое положение при этом должен принять наш язык или губы. А ребенку в момент автоматизации изолированного звука именно это и необходимо делать каждый раз, когда он хочет произнести новый для себя звук. Сначала ребенок учится произносить поставленный звук изолированно, т. е. отдельно от других звуков. Потом, ребенок произносит слоги с этим звуком. Для автоматизации изолированного звука можно использовать различные «песенки».

Песенка водички: СССС. Песенка комарика: 3333. Песенка змеи: ШШШ. Песенка жука: ЖЖЖЖ. Песенка кузнечика: ЦЦЦЦ. Летит самолетик, или гудит пароход: ЛЛЛЛ. Песенка моторчика: РРРР. [1, стр. 36]

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратных: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, сны. Представьте себе, ребенку во время выполнения этого задания много раз необходимо произносить одни и те же слоги. Здесь можно применять маленькие хитрости. Произношение слогов и одновременное выполнение различных действий.

Например: Произносить слоги - Шагая по осенним листочкам; Собирая весенние цветочки; Украшая Новогоднюю елочку.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ, РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ. [2, стр. 38]

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки.). При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

«Прятки» (выкладываются несколько картинок 5-7, на определенный звук, ребенок их проговаривает, запоминает, затем картинки переворачиваются- прячутся, ребенок должен назвать их и перевернуть обратно)

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).

Не менее интересна игра “Найди на кухне (в кабинете, на улице, в комнате)” (найти на кухне предметы и четко их проговаривая на заданный звук.

Автоматизация в чистоговорках, стихах, потешках - это самая интересная часть автоматизации звука. Чистоговорки можно придумывать самим. Ра- ра- ра - интересная игра.

Ры-ры-ры - вот и правила игры.

Ро-ро-ро - играть нам хорошо.

Ру-ру-ру - пойдем играть в игру.

А теперь сами:

ра-ра-ра - (игра. дыра. жара..);

ро-ро-ро - (ведро, перо—);

ру-ру-ру - (по утру. жару, нору,.);

ры-ры-ры - (шары, ковры, норы,.);

ре-ре-ре -(на горе, в декабре.);

Предлагаемые чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок.

Автоматизация поставленного звука в свободной речи происходит так же, поэтапно. Произнесение текста вслед за взрослым, т. е. пересказ. Диалогическая речь, т. е. вопросно-ответная форма. И самое главное, монологическая речь, умение контролировать произношение звука при самостоятельном рассказе. И, конечно же. полный самоконтроль в свободной речи.

Для того, чтобы поставленный звук ребенок начал хорошо произносить в свободной речи. Эту «свободную речь» необходимо развивать. Родителям ничего сложного делать не придется. Необходимо, как и прежде лишь больше и чаше разговаривать со своим ребенком. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин, в детский сад или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. работе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Список литературы:

1. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. : Просвещение, 1989.

2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой» Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую.

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада «В гостях у мишки. Учимся произносить звуки [М] — [М’]» Задачи: • упражнение детей в чётком произношении звуков [м], [м’] в словах, фразовой речи; • воспитание интонационной выразительности речи.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно держать ложку и карандаш» Современный ритм жизни не всегда позволяет уделить достаточно внимания обучению ребенка тому, как правильно держать ложку и карандаш. И.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Учим ребенка правильно произносить звуки»
Опубликовано: 31 января 2025 в 17:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Учим ребенка правильно произносить звуки»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Миронова (УИ 1461003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД