Татьяна Рассказова
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Разрешите представить Вам педагогический проект на тему : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации».
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликации. Проекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему. Она чрезвычайно близка природе ребёнка, позволяет ему самовыразиться. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности : его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию, формированию потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы, социализации, вызреванию ряда учебных умений, развития моторики. Одним из привлекательных и относительно мало изученных видов изодеятельности является аппликация.
Актуальность
В наше время особенно актуальной встала проблема развитие мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Научно доказано, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной, и нервной системы организма.
Проблемы:
• Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
• Недостаточный уровень речевой активности детей.
• Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
Целью данной работы является развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса, стимуляция речевой активности через обогащение чувственного опыта детей в процессе продуктивной деятельности.
Задачи:
• Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развить способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
• Развить творческой активности, фантазии.
• Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.
• Обучать ловкости в обращении с различным материалом,тренировать мышцы рук детей.
Гипотеза
При специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Предполагаемые результаты:
1. Овладение практическими навыками в аппликации.
2. Появление познавательной активности.
3. Развитие моторики руки, в соответствии с возрастом детей.
4. Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к занятиям.
Описание проекта
• Тип проекта : творческий
• Вид проекта : долгосрочный
• Участники проекта : дети, родители, педагоги
Срок реализации
Педагогический проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации:
1 этап: организационный (август-сентябрь 2013г.)
2 этап: практический (сентябрь 2013г. – май 2014г.)
3 этап: заключительный (май 2014 г.)
Поэтапный план:
I этап – организационный
• Изучение нормативной, психолого - педагогической, методической литературы, опыта работы по проблеме.
• Создание предметно - развивающей среды.
• Проведение диагностики.
• Анкетирование и консультирование родителей, привлечение их к сбору разнообразного материала для аппликации в нетрадиционной технике.
• Работа с Интернет ресурсами по нетрадиционным техникам аппликации с дошкольниками.
II этап – практический
• Разработка перспективного и календарного плана по рисованию, с учётом использования нетрадиционных техник рисования.
• Подготовка дидактических пособий, атрибутов.
• Разработка методических рекомендаций, конспектов занятий, развлечений.
• Работа с детьми, воспитателями, родителями по теме проекта.
• Составление каталога «Нетрадиционные техники рисования».
• Использование ИКТ ресурсов в образовательной деятельности.
III этап – обобщающий
• Обобщение опыта работы на муниципальном уровне.
• Анализ результативности проекта.
• Участие в семинаре-практикуме с вопросом: «Использование нетрадиционных способов рисования в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
• Организация выставки детских работ.
Рабочий план реализации проекта
Результаты реализации
Интеграция областей
Основные формы организации работы с детьми
• Целевые прогулки
• Экскурсии в музей, школу искусств
• Занятия, с использованием ИКТ
• Совместная деятельность педагогов с детьми в течении дня
• Самостоятельная деятельность детей
• Чтение художественной и познавательной литературы по теме
Система работы с родителями
Вывод:
Таким образом, ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Занятия нетрадиционной аппликацией позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.
Используемая литература:
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.
Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.
«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.