Лучший педагог года

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Ольга Ильинова
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Методическая разработка на тему :

«Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через игры

с водой».

Разработала :

воспитатель Ильинова Ольга Петровна

2016г.

Содержание

Содержание…. 2

1. Пояснительная записка…. 3-4

2. Игра №1 «Плавает или тонет»…. …5

Публикация «Методическая разработка „Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой“» размещена в разделах

3. Игра №2 «Поливаем цветы»….….5

4. Игра №3 «Прыгающий шарик»….…5

5. Игра №4 «Кораблики»…. 5

6. Игра №5 «Дождик»…. 5

7. Игра №6 «Взбивание пены»…. 6

8. Игра №7 «Как вода отправилась гулять»…. 6

9. Игра №8 «Рыбалка»….6

10. Игра №9 «Самодельный водопад»….6

11. Игра №10 «Чистюли»…. 7

12. Игра №11 «Уточки плавают»….7

13. Игра №12 «Вода принимает форму»….7

14. Игра №13 «Льется водичка»…. 7

15. Игра №14 «Капли»…. 8

16. Игра №15 «Выжми мочалку»….8

17. Игра №16 «В час по чайной ложке»…. 8

18. Игра №17 «Разлить поровну»….8

19. Игра №18 «Сквозь сито»….8

Список литературы…. 9

Пояснительная записка

Игры с водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Такие игры благотворно влияют на психику ребят, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции.

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребё нка во всех аспектах: играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с основными цветами. Игры с водой - это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Я работаю в группе с детьми младшего возраста, где игры с водой стараюсь проводить систематически:

• в период адаптации детей к условиям детского сада;

• в непосредственно образовательной деятельности;

• во время утреннего приема;

• вечером после ужина;

• на прогулке в теплый период года.

Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой :

• нельзя намеренно выливать воду из плескательницы; нельзя брызгать водой на других детей;

• нельзя пробовать воду;

• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Во время игр с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей :

• Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

• Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

• Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

• Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

Таким образом, при условии систематического педагогического руководства маленькие дети могут играть в содержательные игры с природным материалом. Игры доставляют малышам большую радость, развивают мелкую моторику и активизируют познавательную деятельность.

Игра №1 «Плавает или тонет».

Оборудование: таз, различные мелкие предметы, игрушки (хорошо использовать фигурки от Киндер – сюрприза, центр «Песок-вода»

Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, теннисный мяч) и. т. д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут,а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Игра №2 «Поливаем цветы».

Оборудование: детская лейка, игрушка кошка или любая другая, которая нравится ребёнку

Ход игры: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Игра №3 «Прыгающий шарик».

Оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

Ход игры: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

Игра №4 «Кораблики».

Оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход игры: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра может использоваться для развития дыхания. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Игра №5 «Дождик».

Оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

Ход игры: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

Игра №6 «Взбивание пены».

Оборудование: венчик, детское мыло, таз с водой или центр «Песок-вода», игрушка зайчик

Ход игры: Приходит в гости зайчик он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной.

Игра №7 «Как вода отправилась гулять».

Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, различные предметы (губка, резиновая груша, шприц, несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. д

Ход игры: Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и шприц (без иглы). Налейте воду в тазик, и приготовьте несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. д. Предложите ребёнку намочить губку и отжать её в чашку. Потом тоже проделайте с грушей и шприцем.

Любят слоники купаться

И водою обливаться.

Мы с тобой хоть не слоны,

Но с водою мы дружны.

Эта игра способствует формированию навыка практического экспериментирования, учит манипулировать предметами

Игра №8 «Рыбалка».

Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, мелкие игрушки, сачок или сито.

Ход игры: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком.

Бросьте в тазик с водой несколько мелких игрушек. Дайте ребёнку сачок для аквариумных рыбок или ситечко. Игрушки могут плавать на поверхности или лежать на дне. Попросите выловить определённые игрушки (синий шарик, красную рыбку и т. д.).

Рыболов, какую рыбу

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока,

Два дырявых башмака!

Эта игра может использоваться для развития мелкой моторики, координации движений.

Игра №9 «Самодельный водопад».

Оборудование: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.

Ход игры: Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Эта игра развивает моторику рук.

Игра №10 «Чистюли».

Оборудование: игрушки, таз с водой, тряпочки.

Ход игры: Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава. В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть. Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Эта игра прививает элементарные трудовые навыки. Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Игра №11 «Уточки плавают».

Оборудование: таз с водой, тряпочка, палочка, резиновые игрушки.

Ход игры: Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно! А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько? После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и обтереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими. Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Эта игра даёт представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Игра №12 «Вода принимает форму».

Оборудование: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан.

Ход игры: Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Воспитателю стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Игра №13 «Льется водичка».

Оборудование: таз с водой, кружки.

Ход игры: Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу (называет кто кому нальет)».

Эта игра даёт представление о свойствах воды - «льется»

Игра №14 «Капли».

Оборудование: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

Ход игры: С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

Игра развивает мелкую моторику.

Игра №15 «Выжми мочалку».

Оборудование: две ёмкости, поролоновая губка.

Ход игры: Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

Игра №16 «В час по чайной ложке».

Оборудование: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Ход игры: Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

Игра №17 «Разлить поровну».

Оборудование: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

Ход игры: Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

Игра №18 «Сквозь сито».

Оборудование: стакан, сито.

Ход игры: Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.

В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

Список литературы:

1. Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.

2. Т. А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г.

3. В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г.

4. Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г.

Интернет ресурсы:

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/01/kartoteka-igr-s-vodoy

6. https://7dourzd.ru/teachers/recommendations/97/

7. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-pesok-i-voda.html

8. https://merypoppins.com/igry-s-vodoj-dlya-malyshej-v-detskom-sadu-i-doma/

[/h4]

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в играх-экспериментах с водой (фотоотчёт)Развитие познавательной активности детей раннего возраста в играх-экспериментах с водой (фотоотчёт) Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания в результате собственного эксперимента,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Детям необходимо.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
Опубликовано: 24 июня 2016 в 20:19
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД