Юлия Земчурина
Развитие мелкой моторики детей с нарушением слуха при использовании дидактических игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции речи высшей нервной деятельности.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит – развитию речи.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей с нарушением слуха при использовании дидактических игрушек» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга” - доказывает М. М. Кольцова.
Развитие тонко дифференцированных движений пальцев тесно связано с развитием речи и словесно-логического мышления. Научное обоснование этой взаимосвязи объясняется близостью расположения в коре головного мозга речевого и двигательного центров. Активная работа одного центра стимулирует развитие близлежащего. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования обычных детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Тем более это касается развития речи неслышащих детей. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше.
Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук очень разнообразны. Сюда включают:
- самомассаж и массаж пальцев рук;
- предметную деятельность;
- пальчиковый игротренинг;
- занятия по изодеятельности.
Сегодня, я хочу рассказать, какие дидактические игрушки, для развития мелкой моторики, сделанные своими руками, будут интересны и полезны нашим деткам.
Начать хочу с Сухого бассейна. Наверное, все знают, что это такое. Практически во всех игровых комнатах есть такой бассейн с пластмассовыми шариками, куда детки с удовольствием ныряют с головой и там барахтаются. Немного модернизировав данное изобретение – получаем сухой бассейн для рук. Данное дидактическое пособие многофункционально, т. к. может использоваться как для расслабления детских ручек (просто поболтать в крышечках ручками, так и для занятий: несколько вариантов навскидку. 1. Замена «Чудесному мешочку» спрячьте в крышечках мелкие игрушки или муляжи и пусть детки ищут; 2. Разложи по цветам (раздать детям емкость разных цветов, а малыши выбирают крышки идентичные своему ведерку, коробочке и т. д.); 3. Использовать как емкость для мозаики (дети младшего возраста получают шаблоны и выкладывают крышечки по готовым кружочкам).
Продолжая тему крышек от пластиковых бутылок можно отметить, что их применение очень многообразно. Например, пособие Паровозик. Это коробка с вклеенными отверстиями от пластиковых бутылок, на которые нужно накрутить крышку. Так же в этом пособие есть шнурки, пуговица и липучка – эффективные элементы для развития мелкой моторики.
Следующую дидактическую игру знаете вы все – Бусы. Это нанизывание различных бусин на шнурок. Так как покупать большие бусины очень дорого, а маленькие нашим деткам давать страшно (не дай Бог в рот затянут, я нашла интересный вариант в интернете: много фломастеров приходит очень быстро в негодность, а сделаны они из очень яркой пластмассы, удалив из них сухой стержень и краску можно сделать такое индивидуальное пособие для каждого ребенка в группе. Опять же и мелкая моторика, и выполнение поручение (Нанизывай, сними, покажи, и работа на закрепление цветов.
Еще одна игра это «Забавные прищепки» это тоже интересная для детей деятельность, к тому же здесь есть элемент конструирования. Детям раздается шаблон и набор разноцветных прищепок, для выполнения задания необходимо доделать шаблон, либо лепестки цветка, либо ножки гусеницы. Другой вариант, прикрепляю прищепки друг к другу можно делать разные фигуры и модели, например самолет, или домик. Закрепление цвета, использование для счета. Также можно использовать игру Веревочка натянуть между стульями веревку (около метра, дети по показу нанизывают прищепки одной величины на веревку.
Еще одно интересное пособие это – многофункциональный домик. У него открывающиеся двери и окна c задвижками и защелками, внутри него можно расставить кукольную мебель и сделать комнату куклы. Есть кнопка «звонка», которая работает от батарейки и при включении зажигает лампочку. Таких игр и пособий очень много – это и использование природного материала (каштаны, фасоль, горох); тактильные подушечки и книги; игры с пуговицами и резинками. Из этого многообразия можно выбрать что-то более подходящее для нашей категории детей.