МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности

Ирина Воронкова
Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени до тяжелой патологии.

Публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности» размещена в разделах

Я работаю в детском саду для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Все дети с нарушениями опорно –двигательного аппарата нуждаются в специальном коррекционно-педагогическом обучении и воспитании. Целью коррекционного обучения и воспитания является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Нередко у таких детей отмечается задержка речевого развития, не развиты функциональные возможности кистей рук, нарушена координация движений, не развита мелкая моторика пальцев. Это тормозит общее развитие ребенка, особенно развитие речи, формирование навыков самообслуживания, препятствует успешному развитию, обучению и дальнейшей социальной адаптации. И причина не только в заболевании этих детей. Здесь мы должны учитывать особенности дошкольного возраста, которые заключаются в том, что ребенок не в состоянии ориентироваться на конечный результат, поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников. Тренировки движений пальцев рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Работы В. М. Бехтерева (1928г., А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи.

Наиболее значимой НОД для развития моторики рук можно назвать изодеятельность. Однако на занятиях по изодеятельности не всегда удается получить желаемого результата из-за грубых нарушений в моторной сфере. Детям трудно держать в руках карандаш, кисть. У многих детей стоит диагноз «правосторонний парапарез», поэтому дети вынуждены рисовать левой рукой, а это создает дополнительные трудности в рисовании и других видах изобразительной деятельности.

Приемы достижения изображаемого для детей с плохо развитой ручной моторикой могут быть разнообразными, они позволяют компенсировать двигательную недостаточность и практически любому ребенку что-то изобразить:

В рисовании:

а. изображение краской на бумаге с помощью трафарета с «окошком» определенной формы ; например, круг: мяч, колобок, солнце ;

б. дополнение изображений простейшими элементами (подрисовывание ниточку к шарику);

в. Рисование пальцем тот же круг : мяч, колобок, солнце ;

г. выполнение основы изображения по опорным штрихам или точкам и дорисовывание его;

д. использование шаблонов и раскрашивание их ;

е. рисование сухой кистью на листе бумаги ;

ж. имитация движения предмета пальцем в воздухе (круг, овал, полоски и т. д.)

з. использование операционных карт и схем в более старшем возрасте ;

и. прием пассивного действия (когда воспитатель работает рукой ребенка) .

В аппликации:

а. наклеивание элементов изображения на опорной точке ;

б. дополнение изображения одним элементом (посадить колобка на дорожку);

в. подрисовывание карандашом элементов изображения ;

г. прием пассивного действия (когда воспитатель работает рукой ребенка).

В лепке :

а. деление пластилина на куски по заданному глубокому надрезу : разделять, отсоединять, отщипывать ;

б. тактильное обследование предмета ;

в. Прием пассивного действия (когда воспитатель работает рукой ребенка).

Каждое занятие по изобразительной деятельности должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж ладоней, например: прокатывание между ладошками мячиков, малых ручных массажеров, шестигранных карандашей,фломастеров ; мять еловые шишки, эспандеры ; потирание ладошек до ощущения теплого эффекта ; потряхивание кистей рук. Такой массаж улучшает крово – и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус.

Авторы Лосев П, Плутаева Е., Гаврина С. Е. и др. предлагают следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками («Сорока-Ворона», «Ладушки-ладушки»);

- пальчиковая гимнастика : выполнение упражнений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах

головного мозга и резко усиливает согласованную деятельность речевых зон, что стимулирует развитие речи, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость. Корригируется движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.

игры и действия с игрушками и предметами : раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; игры с бумагой (нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, разрывать, мять и разглаживать). Важно сформировать различные способы удержания предметов в соответствии с их размером, формой, качеством.

изобразительная деятельность : лепка из пластилина, теста и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование красками, карандашами различными способами /кистью, тампоном, свечой, пальцем и т. д. /, разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д. ;

графические упражнения по подготовке руки к письму со специально подобранными заданиями (Чудакова А., Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.).

Как уже было отмечено ранее, ребенку четырех лет трудно захватывать карандаш (правильно держать его тремя пальцами – щепотью). Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги, вот почему прежде всего нужно формировать правильный захват карандаша. Этому способствуют пальчиковые упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений, щепоти, содружество трех пальцев руки : большого, указательного, среднего.

Вот примерный перечень упражнений на формирование позы захвата : мозайка, конструктор, сбор гороха, фасоли, косточек, переборка крупы из одной баночки в другую, перекладывание игрушек, шнуровка.

Значительную роль в развитии кисти руки и ее мелкой моторики играет работа со штампами. Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка. Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук : напряжение,расслабление, силовые напряжения. В работе это выглядит следующим образом : ребенок берет штамп за руку (щепоть в этот момент напряжена); ребенок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его (происходит расслабление руки); ребенок с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска на ней (происходит силовое напряжение рук и) ; ребенок отрывает штамп от бумаги (рука расслабляется).

В процессе выполнения упражнений происходит неоднократная смена тонуса мускулатуры рук.

Такой же принцип рисования заложен в методе рисования тычком, изготовленном из поролона. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем : воспитатель заранее на месте у детей рисует простым карандашом контур предмета, дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур предмета, а потом начинают рисовать тычками сначала по линии, нарисованной карандашом, а затем внутри ее.

Рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти рук и в то же время вызывает у детей радостное эмоциональное настроение от изображаемого. Для достижения большего эффекта в развитии манупулятивной деятельности кисти рук используется тренировочное рисование. Оно включает в себя систему графических упражнений. Как и любое другое занятие по изобразительной деятельности, тренировочное рисование должно проходить в форме игры. Эти занятия рассчитаны на стимулирование движений кисти руки, включающих в работу отдельные группы мышц. Наличие парезов у ребенка затрудняет выполнение этой задачи. Чтобы ребенок увлекся и начал делать кругообразные движения, мы можем предложить : «Давай нарисуем облака на небе. Когда их собираем много, то из них идет дождь (штриховые линии сверху вниз, от неба до земли, из земли растет травка, она тянется снизу вверх? «(Облака и дождь рисуются синим карандашом, травка – зеленым).

Познакомиться с ломаной линией дети могут при изображении гор, где пасутся овечки. овечки едят траву (прямые линии), а над ними светит солнце и плывут облака (замкнутые линии). Хороший результат дает сотворчество между воспитателем и ребенком : воспитатель в ходе тренировочного рисования изображает тучу, а ребенок – дождь ; воспитатель - машину, а ребенок – след от нее.

Тренировочное рисование графических изображений является важным этапом при обучении ребенка в дальнейшем письму.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять маленького ребенка заниматься «через силу» неэффективно. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время. Они быстро утомляются и устают. Для снижения тонуса мышц дошкольникам рекомендуется предлагать различные тренинги мышечного расслабления, которые включают в себя упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

1. Поза покоя. Принять удобную позу, если ребенок может, то есть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.

2.»Кулачки». Сожмите пальцы в кулачок покрепче, руки лежат на коленях, сожмите их сильно- сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки – сильное напряжение. Вам приятно так сидеть! Руки устали-расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало

3. «Олени». Представили себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставить пальцы – вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки.

Упражнения на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара»; упражнения на расслабление плечевого пояса, предплечья,здесь можно использовать элементы вибрационного массажа ; поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам ; поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон ; поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.

Таким образом, работа по развитию мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности – это трудоемкий и целенаправленный процесс, занятия должны приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления. Со стороны взрослых потребуется максимальная деликатность. терпимость, понимание маленького ребенка, чтобы не вызвать у него негативного отношения к занятиям, а наоборот создать радостное эмоциональное настроение. вызвать уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции. Функцию – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет» «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет» Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно.

«Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Конспект занятия НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Технология: здоровье сберегающая. Интеграция образовательных областей: «Познание». • Формировать знания о том, что полезно, а что вредно.

Игры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 3 Часть 2 Часть 4 3.4.1 Организация движения У ребенка ДЦП наблюдаются специфические недостатки моторики и психомоторики, которые являются.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 4 Часть 2 Часть 3 Трудовая деятельность Очень важно развитие трудовых умений у детей с овз, овладение элементарной культурой труда. В зависимости.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 2 Часть 3 Часть 4 2. Характеристика предметно развивающей среды. Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата посредством подвижных игр Оздоровительная и коррекционная работа с детьми имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата через подвижные игры. С самого.

Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаПальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой.

Консультация «Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата» ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 11:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Воронкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД