Татьяна Топорова
Проект «Путешествие в страну Сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40»
ПРОЕКТ
«Путешествие в страну Сенсорику»
Подготовили:
воспитатели: Симдянкина Н. М. ,
Бочкарева Т. А.
Саранск
Паспорт проекта
Раздел программы Познавательное развитие дошкольников.
Тема Формирование сенсорных эталонов.
Публикация «Проект „Путешествие в страну Сенсорики“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Тематическое поле Ознакомление детей с сенсорными эталонами.
Название проекта «Путешествие в страну Сенсорику».
Тип проекта Познавательный, долгосрочный.
Авторы проекта Воспитатели : Симдянкина Н. М. ,
Бочкарева Т. А.
Проблема У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
Цель Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Образовательные задачи развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
Воспитательные задачи воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
Развивающие задачи развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику.
Мероприятия Формы работы с детьми
---
дидактические игры;
НОД. Формы работы с родителями
---
методические рекомендации;
консультации;
родительское собрание;
индивидуальные беседы;
дни открытых дверей.
Методы и приемы работы организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные.
Результат
развитие наблюдательности;
подготовка к реальной жизни;
позитивное влияние на эстетическое чувство;
развитие внимания;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
расширение словарного запаса ребенка;
развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Критерии наличие у детей знаний о сенсорных эталонах.
Ресурсы
дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
дополнение системы необходимыми играми и материалами;
продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Форма презентации
изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
консультации для родителей;
проведение итогового занятия.
Актуальность проекта
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Методическое обеспечение:
Г. Г. Григорьевой «Кроха», Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
В работе над формированием сенсорного развития у детей раннего возраста существуют противоречия:
между необходимостью использования в познавательном развитии детей раннего возраста дидактических игр и игровых упражнений и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения;
между необходимостью формирования у детей раннего возраста сенсорного развития средствами дидактических игр и игровых упражнений в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.
Определена цель:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Поставлены задачи:
1. Образовательные:
развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный».
2. Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
3. Развивающие:
развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику.
Реализация проекта :
I этап: информационно-аналитический.
Включает:
знакомство с темой проекта;
изучение литературы;
выявление проблемы, цели, задачи;
составление перспективного плана работы;
повышение уровня профессиональной компетентности;
определение объема материала, который будет адресован детям;
планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия;
создание условий для эффективного использования игр.
II этап: творческий.
Включает:
реализация перспективного плана проекта;
консультации для родителей;
формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
III этап: заключительный.
Включает:
подведение итогов;
оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.
Ожидаемые результаты:
формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста;
формирование представления о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира;
дети познакомятся с сенсорными эталонами;
создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр;
совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр;
рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлению;
создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями.
Критерии оценки:
Познавательно-речевая активность детей диагностируется по формированию у младших дошкольников элементарных представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.
Низкий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.
Оборудование и материалы:
Основой специально созданной развивающей среды является уголок сенсорики, книги, иллюстрационный материал, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.
Форма презентации результатов:
В рамках реализации обозначенной цели планируется проведение занятий в интересной, увлекательной форме, где каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Также планируется проведение итогового занятия.
В ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей.
План мероприятий
Месяц Названия мероприятия Участники
Сентябрь 1. «Подбираем крышечку»
Задачи: Учить детей умению разворачивать и сворачивать крышечки.
2. «Дорожка»
Задачи: Развитие мелкой моторики.
3. «Открыто-закрыто»
Задачи: Учить детей умению открывать и закрывать крышечки.
4. «Веселые прищепки»
Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев и рук.
5. «Большой – маленький»
Задачи: Обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большой и маленький к повторению фраз. Воспитатели, дети
Октябрь 1. «Открути-закрути»
Задачи: Учить детей умению откручивать и закручивать крышечки.
2. «Кто это?»
Задачи: Познакомить детей с домашними и с некоторыми дикими животными.
3. «Поезд»
Задачи: Формировать умение находить в окружающей обстановке один и несколько предметов.
4. «Петрушкины карандаши»
Задачи: Познакомить детей с двумя основными цветами: зеленым и красным, учить видеть их в объектах окружающего мира. Учить понимать слова: «такой», «не такой». Воспитатели, дети
Ноябрь 1. Выкладывание цветной мозаики «Цветочек»
Задачи: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
2. «Найди пару»
Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.
3. «Разложи по цвету»
Задачи: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.
4. «Собери вкладыши»
Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев и рук. Воспитатели, дети
Декабрь 1. «Шероховатый – гладкий»
Задачи: Развитие осязания.
2. «Разложи по величине»
Задачи: Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.
3. «Найди пару»
Задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, учить называть их.
4. «Собери пирамидку»
Задачи: Выявить умения сравнивать предметы по величине «больше-меньше», различать понятия «один-много».
5. «Тяжелый – легкий»
Задачи: Развитие барического чувства (восприятия веса). Воспитатели, дети
Январь 1. «Круглое - не круглое»
Задачи: Учить находить предметы круглой формы в окружающей обстановке. Закрепить знания ребенка о геометрической форме круг.
2. «Овощной магазин»
Задачи: Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.
3. «Разноцветные шары»
Задачи: Учить различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие. Воспитатели, дети
Февраль 1. «Разноцветные полянки»
Задачи: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.
2. «Сделай узор»
Задачи: Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы
3. «Разложи по размеру»
Задачи: Обучать различать и называть игрушки, выделять качество (размер); развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.
4. «Мягкий – твердый»
Задачи: Развитие осязания. Воспитатели, дети
Март 1. «Разложим по порядку»
Задачи: Закрепить умение у детей обследовать предметы, выделяя их цвет.
2. «Кто где живет?»
Задачи: Дать представление кто, где живет.
3. «Много – мало»
Задачи: Закрепление у детей математических знаний «много-мало».
4. «Когда это бывает?»
Задачи: Формирование у детей элементарных знаний о временах года.
5. «Накормим куклу обедом»
Задачи: Закрепить умение называть столовые предметы. Формирование столового этикета. Воспитатели, дети
Апрель 1. «Тонет - не тонет»
Задачи: Доставить радость детям.
2. «Разложи по форме»
Задачи: Закреплять у детей умение сравнивать предметы по форме.
3. «Дикие и домашние животные»
Задачи: Закрепить знания детей о домашних и с некоторых диких животных.
4. «Веточка в воде»
Задачи: Развивать навыки наблюдения как у веточки набухают почки и появляются листочки. Воспитатели, дети
Май 1. «Поливка цветов»
Задачи: Приучать детей к трудовым навыкам.
2. «Подбери елку»
Задачи: Развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше-ниже».
3. «Строение человека»
Задачи: Формировать у детей элементарное представление о строение человека.
4. «Часы»
Задачи: Формировать у детей элементарное представление о часах. Воспитатели, дети