наталья иванова
Проект «Птицы Приморского края» в старшей группе с использованием регионального компонента.
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Ю. Иванова воспитатель.
Вид проекта : информационно – познавательный, творческий.
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта :
• Дети старшей группы
• Воспитатель
• Родители
Актуальность проекта :
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Приморский край
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к своему Родному Краю, в котором живем, сформировать представление детей о птицах, проживающих в Приморском крае, об исчезающих видах птиц, занесенных в Красную книгу, Вызывать у детей желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о птицах.
Гипотеза
У детей проявился интерес к птицам Приморского края, полученные знания в процессе изучения данной темы помогут в дальнейшем помогать птицам, заботится о них, изучать их территориальную принадлежность, во взрослой жизни изучать науку орнитологию в Приморском крае и сохранять для потомков исчезающие виды птиц.
Цель проекта :
Формирование общего представления дошкольников о птицах Приморского края, их привычных местах обитания, о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта
расширить представление детей о птицах, проживающих в Приморском крае,, о взаимосвязи питания и местах обитания.
сформировать представление о Красной книге Приморского края и исчезающих видах птиц, занесенных в Красную книгу.
учить подразделять на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.
развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших
повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: заучивании стихотворений по теме, изготовление костюмов.
Предварительная работа:
Организация НОД, экскурсии, наблюдения за птицами на участке в «Птичьей столовой», беседы, прогулка, подвижные игры, чтение художественной литературы В. Бианки, ,А. Чарушина., слушание аудиозаписи «Голоса птиц»
Этапы работы:
1 Подготовительный этап.
Подбор и изучение методической литературы, определение проблемы и цели проекта.
• Составить план проведения и реализации проекта : «Птицы Приморского края»
• Изготовление пособий, разучивание стихотворений по теме.
Выявить характер представлений ребенка о птицах обитающих в Приморском крае, их значимости и роли человека в их жизни.
2 Основной этап.
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
3 Заключительный этап.
Реализация проекта с использованием регионального компонента. : «Птицы Приморского края»
Презентация альбома: «Птицы Приморского края»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,
Ход занятия; (Дети входят в зал, звучат звуки пения разных птиц)
Воспитатель – Ребята, что мы слышим?
Дети - Пение птиц
Воспитатель - А где мы можем увидеть и услышать птиц?
Дети - в лесу, в парке, возле дома, на участке в детском саду.
Воспитатель - Как называется край, где мы живем?
Дети -Приморский край.
Воспитатель А почему Приморский?
Дети (потому, что расположен возле моря)
Воспитатель- Действительно ребята, наша территория Приморского края –велика, здесь очень много разных растений, животных и птиц. Не просто так мы услышали пение птиц, сегодня мы поговорим о птицах Приморского края. Их очень много, около 460 тысяч разновидностей. Птицы встречаются нам повсюду, а что вы ощутили, когда услышали пение птиц?
Дети; Поднялось настроение, весело стало …
-А какое сейчас время года?
Дети –(весна)
Воспитатель -А что весной происходит с птицами?
Дети: Они возвращаются из тёплых стран.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелётные.
Воспитатель - Как называются птицы, которые остаются зимой.
Дети; - (зимующие)
Воспитатель - Почему птицы улетают в теплые края?
Дети; -(Они насекомоядные, - питаются червячками, жучками так как у них тонкие клювы и они не могут питаться грубой пищей, а те птицы у которых клюв прочный- питаются зернами, ягодами,)
Воспитатель - Мы будем говорить о птицах, а каких вы должны сами угадать, я вам буду загадывать загадки а вы угадайте, о какой птице идет речь. Прежде чем начать, давайте мы будем определять птиц зимующих и перелетных, птиц зимующих поместим на лист с кустарниками, деревьями, а перелетных разместим на вот таком небе с облачками и будем знать что они перелетают в теплые края по небу.
(изготовление детьми папки с перелетными и зимующими птицами).
Непоседа птица эта, одного с березой цвета:
Верещунья, белобока, а зовут ее… (Сорока)
Воспитатель – Правильно, сорока, а давайте рассмотрим сороку и подумаем почему сороку называют белобока? сорока зимует или улетает в теплые страны?
-Правильно, они зимуют у нас и никуда не улетаю. (ребенок на столе выбирает маленькую картинку сороки и приклеивает на лист для зимующих птиц)
Воспитатель -«Плотник острым долотом строит дом с одним окном.
Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!» (Дятел)
Воспитатель -Правильно, это дятел, а дятел к каким птицам относится?
Дети - Зимующим, он всю зиму стучит по деревьям и его хорошо слышно.
А почему дятла называют санитаром леса?
(Он вынимает из деревьев вредителей- жуков и червяков.)
(ребенок на столе выбирает маленькую картинку дятла и приклеивает на лист для зимующих птиц)
Воспитатель Чик – чирик! За зернышком прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
- Конечно же воробей, а воробьи улетают или остаются с нами зимовать? Дети – зимующие. (ребенок на столе выбирает маленькую картинку воробья и приклеивает на лист для зимующих птиц)
Воспитатель - Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет! (Цапля)
- Конечно это цапля, а цапли к каким относятся птицам, зимующим или перелетным? (перелетным)
А почему они не остаются на зиму?
(зимой болота замерзают и лягушек не достать)
(ребенок на столе выбирает маленькую картинку цапли и приклеивает на лист для перелетных птиц)
Воспитатель; Ребята, давайте отдохнем а заодно изобразим цапель:
Цапля шла по травке,
Нашла азбуку в канавке,
Цапля села на пенек,
И читала весь денек.
Воспитатель Всю ночь летает –мышей добывает. А станет светло –
спать летит в дупло. (Сова)
- Правильно, это сова, а как вы думаете, совы улетают в теплые края?
Дети - зимуют
Воспитатель А почему сова ночью летает, охотится?
Дети; - сова днем плохо видит, а ночью хорошо. (ребенок на столе выбирает маленькую картинку совы и приклеивает на лист для зимующих птиц)
Воспитатель; - Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? … (Ворона)
-Да действительно это ворона, а она зимует или улетает?
Воспитатель; - Конечно зимующая птица, всю зиму мы можем ее наблюдать на улице, а еще у нее мощный клюв, она даже орехи может щелкать им. (ребенок на столе выбирает маленькую картинку вороны и приклеивает на лист для зимующих птиц)
Воспитатель На шесте дворец, во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
- Ребята, а скворец какая птица?
Дети; - Перелетная птица, если скворцы прилетели, значит наступает весна.
- Правильно, весной прилетают скворцы, они заселяются в домики и выводят птенцов, а как называются эти домики? (скворечники) Кто их строит для скворцов? (люди)
Воспитатель Кто на ёлке, на суку, счёт ведёт «ку-ку…ку-ку»? (Кукушка)
Воспитатель А кукушку мы зимой можем услышать?
Дети; - нет, она улетает в теплые края и только весной возвращается).
«Весна»
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад! (
Воспитатель; -Ребята, огромная территория Приморского края, покрыта в основном дремучей тайгой, здесь много лесов, рек, болот… в нашем крае проживает огромное количество видов птиц. Птиц огромное множество, но есть птицы, которых осталось очень мало в Приморском крае, и может так случиться, что мы их никогда не встретим в природе, и когда птицы редко встречаются в природе, их заносят в Красную книгу.
- А кто знает, что такое Красная книга, и для чего она нужна?
(в нее записывают исчезающих животных, птиц, растения)
- Правильно, Вот одна из таких птиц, занесенных в Красную книгу- Уссурийский журавль, это вид птиц -находится под угрозой исчезновения, он живет на заболоченных местах, питается лягушками, мелкой рыбой, как можно допустить, чтобы такая прекрасная птица исчезла в Приморском крае.
Воспитатель; - Давайте с вами отдохнем на поляне, и поиграем в игру «Птичьи голоса», вы послушаете голоса и постарайтесь угадать, какая это птица? (дети слушают голоса птиц и угадывают какой птице звук принадлежит)
Воспитатель; -Хорошо, всех птиц угадали.
- Молодцы ребята, с заданием справились, а к нам в гости пришли птички, они хотят о себе рассказать, давайте их послушаем.
(Дети читают стихи)
Я – крикунья наша местная.
Лишь увижу тучку темную,
Я взлечу на ель зеленую.
И смотрю я словно с трона
Чернокрылая ворона.
Не люблю сидеть на месте,
На хвосте несу я вести.
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
Я без молотка, без рук
По стволу стучу: тук-тук,
Вылечу деревья-ели,
Чтоб росли и не болели!
Вытащу за спинку
Всякую личинку.
Воспитатель; А теперь взгляните, какая чудесная книжка – подсказка у нас получилась, вы наклеивали птиц зимующих и перелетных, теперь если будете сомневаться, можете заглянуть в эту книжку и все станет понятно, вы никогда не спутаете птиц зимующих с перелетными. Мне очень понравилось как вы отвечали на вопросы, рассказывали о птицах Приморского края.