Папки-передвижки

Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба»

Ирина Балахнина
Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях нашего села.

Задачи:

Обучающие:

- Расширить и уточнить знания детей о внутреннем убранстве русской избы;

-Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода их названиями и назначениями

-Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

- Обогатить словарный запас новыми словами (ухват, «бабий кут», «красный угол», горница и т. д.).

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента „Русская изба“» размещена в разделах

- Развивать интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

-Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, предложения, делиться впечатлениями.

Воспитывающие:

-Воспитывать интерес к истории малой Родины, любознательность, расширять кругозор детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это дом где мы живем, село, где мы родились, близкие люди и друзья.

Какие пословицы вы знаете о Родине?

Ответы детей:

«Жить – Родине служить». интересно было бы узнать о быте, и традициях нашей с вами малой родины?

«На родной стороне и ворона родная».

«В родном краю как в раю».

«На родной стороне и камушек знаком».

Воспитатель: А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.

А как называется село, в котором мы живем? Да, правильно, Алтайское.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в России. В селе Алтайском. А вам

Ответы детей.

Тогда приглашаю вас посетить одно необычное место — это русская изба.

Под мелодию «Калинка» дети проходят в ту часть группы, оснащённую под русскую избу.

Воспитатель: Мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Ребята, на Руси дома называли срубами избами. Как вы думаете почему?

Не знаете? Тогда послушайте.

Слайд 2, 3

Лесов на Руси было много, поэтому жилища строили из лиственницы, сосны. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить). Избы строили, не используя гвозди. Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой. Чтобы срубить избу приглашали соседей. В народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

А какие вы знаете пословицы о труде?

Ответы детей: «Труд кормит, а лень портит».

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Комнату в избе называют горницей, она является и кухней, и гостиной, и спальней.

Воспитатель: Войдя в избу, что мы видим?

Дети: Печь.

Слайд 4

Воспитатель: Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова».

Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?

-А для чего она нужна? (ответ детей).

Слайд 5

Воспитатель: Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Ребята, а кто знает пословицы о печи?

«Без печи хата – не хата».

«Когда в печи жарко – тогда и варко».

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Молодцы.

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

Давайте я буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки в нашей избе. И будем с вами говорить, для чего они были нужны.

Отгадайте загадку:

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Воспитатель показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).

- В чугунке варили кашу, щи.

Следующая загадка:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

(Ухват).

- Для чего он нужен? (Брать чугунок и ставить в печь).

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Кто желает попробовать?

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)

А для чего нужен самовар?

(Ответы детей)

Воспитатель: В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Загадка:

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь — горе!

Продырявит море! (Утюг)

А для чего нужен утюг?

Ответы детей (Чтобы гладить белье)

Смотрите, в старину не было электричества и в утюг ложили горячие угли и гладили.

Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова, и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Слайд 7

Воспитатель: С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли.? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.

Слайд 8

Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы. Как вы думаете, что делали мужчины?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, хозяин плел корзины из прутьев и лапти.

А что такое лапти? Знаете?

Ответы детей.

Слайд 9

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

Воспитатель: Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

Воспитатель: Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало.

Слайд 10

Воспитатель: Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Слайд 11

А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек.

Что в них хранили? (Ответы детей)

Дети: В них хранили одежду, ткани, украшения.

Воспитатель: Правильно, чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

Слайд 12

Воспитатель: А где же люди спали?

Ответы детей (На печи, на лавках, на сундуках.)

Воспитатель: А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.

Слайд 13

Воспитатель: Раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка, поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься?

Ответы детей (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки).

Слайд 14,15

Воспитатель: Правильно.

Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.

- Да, ребята, много работали наши предки, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:

Игра «Ручеёк»

Слайд 16

Воспитатель: Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

Слайд 17

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Ребята, а на прощание я хочу вам подарить куколок – оберегов. А вы знаете, для чего они нужны? Ответы детей.

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось занятие?

Дети: - Да!

Воспитатель:

- О чем мы беседовали?

- Что нового вы узнали?

- В какую игру играли?

- Сегодня я узнал…

- Было интересно узнать…

Публикации по теме:

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Наша Соколовка»Конспект занятия по реализации регионального компонента «Наша Соколовка» Наша Соколовка» (старший дошкольный возраст) Реализация регионального компонента. Задачи. Образовательные. Познакомить детей с историей.

Обеспечение качества работы педагогов по экологическому воспитанию с использованием регионального компонента В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Физкультурное–оздоровительное занятие с использованием регионального компонента «Мы идем на ярмарку!» Тип: Физкультурно – оздоровительное. Вид: Физическое развитие Тема: «Мы идем на ярмарку» Цель: Внедрение регионального компонента в работу.

Конспект по окружающему миру в старшей группе «Эх, русская матрешка» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Эх, русская матрёшка!» Задачи: 1. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой,.

Конспект занятия по окружающему миру с использованием интерактивной доски и проектора «Познакомимся с домашними животными» Конспект занятия по окружающему миру с использованием интерактивной доски и проектора. Разработала и провела воспитатель ГБДОУ д/с №33 г.

Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента»Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента» Направленность: развитие всех компонентов устной речи. Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.

Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента Использование регионального компонента для формирования экологической культуры детей старшего возраста по средством системного оператора.

Развлечение с использованием регионального компонента в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Пояснительная записка Хакасия – край мой, Родные просторы. Вы мне улыбаетесь морем огней Широкие степи, высокие горы Навеки в душе сохранятся.

Сюжетно-ролевая игра «Готовимся встречать гостей» с использованием регионального компонента .

Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков» город. Усть-Лабинск Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение № 24 воспитатель Путилова Наталья Владимировна Тематическое занятие с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба»
Опубликовано: 29 января 2017 в 14:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру с использованием регионального компонента «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Балахнина (УИ 235033) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД