Папки-передвижки

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент»

Ирина Низамова
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Башкирский национальный орнамент

Программное содержание:

- познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», выявить отличительные признаки башкирского орнамента;

- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;

- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;

- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: „Башкирский национальный орнамент“» размещена в разделах

- развивать способность к воображению;

- формировать эстетический вкус.

Оборудование:

• Музыкальный центр

• Ноутбук с записями башкирских мелодий слайдшоу

• Мультимедийная установка

• Юрта с башкирской утварью, посудой

Ход НОД:

1.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).

Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.

Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.

Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.

Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле» (показ слайда).

Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес» (показ слайда).

А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы» (показ слайда).

И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.

Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?

Восп-ки: Орнамент - это узор,

- это повторяющийся узор,

- это узоры, которые симметрично расположены,

- это узоры, которыми украшали одежду, посуду.

Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На какие 2 группы делятся узоры в башкирском орнаменте.

Восп-ки: Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.

Основные фигуры и пояснение (на слайдах).

Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия

Сердечко – гостеприимство

Солярный знак – солнце

Ромб – символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка

Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?

Восп-ки: симметрично повторяются, следуют друг за другом

Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте? (красный, зеленый, желтый, белый, черный).

Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?

Например:

- треугольники

- ромбы

- Зигзаги

- Параллельные косые линии

- Круги

- Завитки

- Розетки

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?

Восп-ки:

- посуду

- одежду

- обувь

- ковры

- полотенца

- занавески

- постельное белье

- изделия из кожи

- домашняя утварь.

Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь послушайте мой рассказ.

2.

Рассказ воспитателя

Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят вглубь веков. В произведениях деко-ративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

И в настоящее время у нас в городе Уфа существует и пользуется популярностью предприятие «Агидель» - одно из ведущих многоотраслевых предприятий в России, и единственное в Республике Башкортостан, которое глубоко чтит традиции народного творчества, выполняя благородную миссию сохранения, возрождения, развития культурного наследия Республики Башкортостан.

Я побывала на предприятии «Агидель» и вот, что я увидела.

Основными направлениями производственной деятельности предприятия являются (показ слайдов) :

- Художественная роспись по дереву

- Лаковая миниатюрная живопись

- Резьба по дереву

- Государственная символика

- Художественная вышивка

- Мусульманская одежда

- Роспись по ткани - батик

- Изделия из войлока

- Ручное ткачесто

- Производство мебели

- Производство юрт

Показ слайдов: Производство «Агидели»

Координаты:

450027, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Трамвайная 5а.

3.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, Башкортостан – это многонациональная республика?

Восп-ки: Да.

Воспитатель: Назовите национальности людей, которые проживают в Башкортостане.

Восп-ки:

- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва

Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый орнамент в одежде, на посуде?

Восп-ки:

- Нет, разный.

Воспитатель: Значит у каждого народа свой орнамент, т. е. орнамент можно назвать народным или национальным?

- Да, можно.

Воспитатель: Наши девочки приготовили сюрприз.

Выходят 2 или 3 девочки (русский, татарский, башкирский костюм, выносят хлеб да соль у русской красавицы, у татарки и башкирки – национальные блюда «чак-чак». Под музыку делают ритмичные движения.

Воспитатель: Спасибо вам, красавицы. А вы, ребята, догадались в каких костюмах вышли наши девочки?

Восп-ки: да, догадались.

- В каких?

- В народных или национальных ( или перечисляют: русский народный костюм, татарский, башкирский)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, отличаются ли узоры на их костюмах?

- Да. На них разные узоры.

- Инесса вышла в голубом платье, а Аида в зеленом.

- У русской девушки белый сарафан.

- У них разный орнамент.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята. Теперь вы знаете, что у каждого народа есть свои национальные костюмы и украшены они народным орнаментом.

- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (орнамент)

- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (национальный или народный)

Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?

Примерные ответы воспитанников:

- Что такое орнамент;

- Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…

- Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;

- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб, треугольник);

- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,

- Каждый из узоров что-то означает, например (Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия;

Сердечко – гостеприимство;

Солярный знак – солнце- символ жизни;

Ромб – символ земледелия)

- Каждый народ имеет свой национальный орнамент.

4.

Воспитатель: Сегодня вы большие молодцы, но чтобы вам дальше было интересно, я для вас придумала творческое домашнее задание: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Спасибо за внимание!

(В конце занятия дети вручают гостям подарки, изготовленные своими руками закладки для книг с башкирским орнаментом).

Публикации по теме:

Обеспечение качества работы педагогов по экологическому воспитанию с использованием регионального компонента В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Башкирский национальный праздник «Каргатуй»Башкирский национальный праздник «Каргатуй» Дети входят в зал под мелодию курая. Ведущая Я приглашаю вас на праздник «Грачиная каша». Это праздник встречи весны.

Физкультурное–оздоровительное занятие с использованием регионального компонента «Мы идем на ярмарку!» Тип: Физкультурно – оздоровительное. Вид: Физическое развитие Тема: «Мы идем на ярмарку» Цель: Внедрение регионального компонента в работу.

Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента»Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента» Направленность: развитие всех компонентов устной речи. Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.

Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента Использование регионального компонента для формирования экологической культуры детей старшего возраста по средством системного оператора.

Перспективное планирование национального регионального компонента в старшей группе. Перспективное планирование НРК в старшей группе. Сентябрь: Чтение худ. литературы: «Легенды и сказки полярной ночи» Октябрь: Рисование:.

Развлечение с использованием регионального компонента в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Пояснительная записка Хакасия – край мой, Родные просторы. Вы мне улыбаетесь морем огней Широкие степи, высокие горы Навеки в душе сохранятся.

Сюжетно-ролевая игра «Готовимся встречать гостей» с использованием регионального компонента .

Тематическое планирование с включением регионального компонента в образовательную деятельность подготовительной группе Темы недель Содержание регионального компонента по организации Сентябрь 1-2. Детский сад Беседа «О настоящих девочках и настоящих мальчиках»,.

Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков» город. Усть-Лабинск Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение № 24 воспитатель Путилова Наталья Владимировна Тематическое занятие с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент»
Опубликовано: 29 января 2017 в 13:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Низамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД