Ирина Низамова
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Башкирский национальный орнамент
Программное содержание:
- познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», выявить отличительные признаки башкирского орнамента;
- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;
- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;
- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: „Башкирский национальный орнамент“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- развивать способность к воображению;
- формировать эстетический вкус.
Оборудование:
• Музыкальный центр
• Ноутбук с записями башкирских мелодий слайдшоу
• Мультимедийная установка
• Юрта с башкирской утварью, посудой
Ход НОД:
1.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).
Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.
Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.
Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле» (показ слайда).
Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес» (показ слайда).
А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы» (показ слайда).
И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.
Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?
Восп-ки: Орнамент - это узор,
- это повторяющийся узор,
- это узоры, которые симметрично расположены,
- это узоры, которыми украшали одежду, посуду.
Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На какие 2 группы делятся узоры в башкирском орнаменте.
Восп-ки: Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.
Основные фигуры и пояснение (на слайдах).
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия
Сердечко – гостеприимство
Солярный знак – солнце
Ромб – символ земледелия
S-образный орнамент
Гусиная лапка
Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?
Восп-ки: симметрично повторяются, следуют друг за другом
Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте? (красный, зеленый, желтый, белый, черный).
Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?
Например:
- треугольники
- ромбы
- Зигзаги
- Параллельные косые линии
- Круги
- Завитки
- Розетки
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?
Восп-ки:
- посуду
- одежду
- обувь
- ковры
- полотенца
- занавески
- постельное белье
- изделия из кожи
- домашняя утварь.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь послушайте мой рассказ.
2.
Рассказ воспитателя
Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят вглубь веков. В произведениях деко-ративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.
И в настоящее время у нас в городе Уфа существует и пользуется популярностью предприятие «Агидель» - одно из ведущих многоотраслевых предприятий в России, и единственное в Республике Башкортостан, которое глубоко чтит традиции народного творчества, выполняя благородную миссию сохранения, возрождения, развития культурного наследия Республики Башкортостан.
Я побывала на предприятии «Агидель» и вот, что я увидела.
Основными направлениями производственной деятельности предприятия являются (показ слайдов) :
- Художественная роспись по дереву
- Лаковая миниатюрная живопись
- Резьба по дереву
- Государственная символика
- Художественная вышивка
- Мусульманская одежда
- Роспись по ткани - батик
- Изделия из войлока
- Ручное ткачесто
- Производство мебели
- Производство юрт
Показ слайдов: Производство «Агидели»
Координаты:
450027, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Трамвайная 5а.
3.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, Башкортостан – это многонациональная республика?
Восп-ки: Да.
Воспитатель: Назовите национальности людей, которые проживают в Башкортостане.
Восп-ки:
- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва
Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый орнамент в одежде, на посуде?
Восп-ки:
- Нет, разный.
Воспитатель: Значит у каждого народа свой орнамент, т. е. орнамент можно назвать народным или национальным?
- Да, можно.
Воспитатель: Наши девочки приготовили сюрприз.
Выходят 2 или 3 девочки (русский, татарский, башкирский костюм, выносят хлеб да соль у русской красавицы, у татарки и башкирки – национальные блюда «чак-чак». Под музыку делают ритмичные движения.
Воспитатель: Спасибо вам, красавицы. А вы, ребята, догадались в каких костюмах вышли наши девочки?
Восп-ки: да, догадались.
- В каких?
- В народных или национальных ( или перечисляют: русский народный костюм, татарский, башкирский)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, отличаются ли узоры на их костюмах?
- Да. На них разные узоры.
- Инесса вышла в голубом платье, а Аида в зеленом.
- У русской девушки белый сарафан.
- У них разный орнамент.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята. Теперь вы знаете, что у каждого народа есть свои национальные костюмы и украшены они народным орнаментом.
- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (орнамент)
- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (национальный или народный)
Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?
Примерные ответы воспитанников:
- Что такое орнамент;
- Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…
- Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;
- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб, треугольник);
- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,
- Каждый из узоров что-то означает, например (Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия;
Сердечко – гостеприимство;
Солярный знак – солнце- символ жизни;
Ромб – символ земледелия)
- Каждый народ имеет свой национальный орнамент.
4.
Воспитатель: Сегодня вы большие молодцы, но чтобы вам дальше было интересно, я для вас придумала творческое домашнее задание: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Спасибо за внимание!
(В конце занятия дети вручают гостям подарки, изготовленные своими руками закладки для книг с башкирским орнаментом).