Любовь Жмуд
Проект познавательно-исследовательский «Станция «Овощная»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта Полное название проекта : огород на подоконнике «Станция «Овощная». Авторы проекта : Жмуд Любовь Николаевна,
Гордийчук Надежда Ивановна.
Продолжительность проекта : краткосрочный, с 21 февраля по 9 апреля. Тип проекта : познавательно - исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Возраст детей: 6 – 7 лет.
Актуальность.
Публикация «Проект познавательно-исследовательский „Станция „Овощная“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Участие в выращивании огорода на подоконнике, как показала практика, вселяет в детей чувство гордости и победы, а самое главное дети начинают понимать, это хороший способ вырастить свои экологически чистые продукты.
Проблема:
Несмотря на то, что практически все семьи имеют приусадебные участки, и каждый год дети видят, как родители сажают овощи, убирают их осенью, употребляя затем в пищу, знают они о выращивании растений и их пользе очень мало. Не все родители привлекают детей к труду на участках, многие даже не считают нужным хотя бы рассказывать об этом детям. Недостаточные знания детей об овощных культурах, способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека. Нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Гипотеза.
В условиях группы можно вырастить урожай на окне. Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно - исследовательской деятельностью посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, то ребенок будет иметь представления об окружающем мире и демонстрировать активное развитие сообразительности и логического мышления.
Цель: Создание условий для познавательного развития детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
Задачи:
Для детей:
1. Расширить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, фасоль, кабачки, помидоры, огурцы, перец сладкий, укроп, петрушка, овес, цветы) из семян.
3. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
6. Формировать у детей понятия взаимосвязи «природа и люди» : люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам
10. Развивать творческие способности, поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Для педагогов:
1. Повысить профессиональное мастерство педагога по теме: «Огород на подоконнике».
2. Сформировать предметно – развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
3. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация. Для родителей:
1. Повысить компетентность родителей по данной теме.
2. Оказать помощь в приобретении инвентаря, посевного материала для посадки.
3. Укрепление детско-родительских отношений (выполнение совместных заданий по проекту).
4. Создание альбома «Витамины на столе».
Ожидаемые результаты: Для детей:
1. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей будут сформированы экологические знания по выращиванию растений из семян.
2. Расширятся знания о овощных культурах, овсе, их значении для здоровья человека.
3. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за ними.
4. Сформируются первоначальные навыки бережного отношения к растительному миру (растения живые, они дышат, питаются, растут).
5. Развитие наблюдательности; активизации словарного запаса.
6. Накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
Для педагогов:
1. Продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
2. Повышение профессионализма.
3. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Активное участие родителей в реализации проекта.
2. Повышение компетентности по данной теме.
3. Избрание нужных ориентиров в воспитании.
4. Укрепление детско-родительских отношений.
5. Создание альбома «Витамины на столе».
Продукты проектной деятельности :
Для детей:
Изготовление масок овощей для инсценировок и игр.
Инсценировка «Сказка о том, как овощи поссорились», «Огородная –хороводная» Б. Можжевелова;
Полученный урожай на подоконнике: огурцы и фасоль.
Для педагогов:
Создание картотеки:
1. «Загадки с грядки;
2. «Веселые овощи» (пословицы и поговорки).
3. «Живые витамины».
4. «Познавательные опыты для детей».
Для родителей:
Создание альбома «Витамины на столе».
Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап 1. Выявление уровня представлений у детей о выращивании культурных растений в комнатных условиях;
2. Определение проблемы, целей и задач, создание условий для самостоятельной деятельности детей. 3. Разработка плана работы на этапах реализации проекта (цикл педагогических мероприятий познавательной, художественно – эстетической направленности). 4. Создание методического обеспечения проекта (подбор информации по данной теме из познавательной, справочной, методической литературы; художественных произведений).
5. Организация предметно – развивающей среды.
6. Подбор дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
7. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена, рыхлители и т. д.).
2. Основной этап
1. Разбивка огорода на подоконнике.
2. Проведение занятий; практической и исследовательской работы с детьми по плану реализации проекта.
3. Составление рассказов по теме «Овощи» (с использованием опорных схем). 4. Проведение бесед;
5. Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, подвижные игры.
6. Заполнение дневника наблюдений;
7. Чтение художественной литературы по теме.
8. Создание картотеки.
9. Консультации и папки – передвижки для родителей.
10. Изготовление композиций для оформления огорода на окне;
3. Заключительный этап
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
2. Участие в конкурсе «Огород на окне».
3. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе.
4. Подготовка дидактических игр: "Овощи и фрукты, «Четвёртый лишний»,
«Что сначала, что потом?».
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
6. Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук».
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми: Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий. Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Практическая часть:
В группе детского сада разбивка огорода на подоконнике «Станция «Овощная»». Проанализировав информацию, полученную от воспитателя дети под руководством воспитателя, приступили к разбивке огорода на подоконнике. Вначале мы приготовили лоточки, наполнили их землей. Рассмотрели семена, обратили внимание, что не все семена одинаковые, лук вообще высаживают зубчиками, которые используются в пищу. Нами были посажены помидоры, огурцы, фасоль, свёкла, лук, морковь, перец сладкий, кабачки, петрушка, укроп, овес, бархатцы. После посадки семян в землю важно полить землю водой, что бы семена «проснулись», и начали прорастать. И стали следить за нашим огородом, вести дневник наблюдений, ухаживать и заботиться.
План-схема реализации проекта :
Образовательная область Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность
Социально – коммуникативное развитие Коммуникативная
Игровая Беседы:
«Что такое огород и что на нём растёт»,
«Труд овощеводов и садоводов»,
«Овощи. Что мы знаем о них»,
«Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
«Все начинается с семечка»,
«Первые всходы»,
«Для чего растению семена?»,
«Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»,
«Вода и земля- овощей лучшие друзья»,
«Витамины в овощах».
«Берегите лес».
«Труд сельских жителей на приусадебных участках».
«Как нужно ухаживать за овощными культурами». Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин «Овощи»;
«Цветочный магазин»;
«Огород»;
«Мы помощники»; «Приготовим щи для кукол»;
«Едем на дачу».
Дидактические игры:
"Овощи и фрукты»;
«Чьё семечко»; «Четвёртый лишний»; «Чудесный мешочек»; «Что сначала, что потом?»;
«Узнай на вкус»;
«Что растет на огороде»;
«Вершки и корешки»;
«Ботаническое лото»;
«Доскажи словечко»;
«Узнай на ощупь»;
«Что за овощ?»;
«Узнай по запаху»;
«Что лишнее?»;
«Лото»;
«Шнуровка»;
«Разрезные картинки».
Пальчиковые игры «Засолка капусты»,
«В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».
Речевое развитие Коммуникативная
Воспитание художественной литературой 1. Занятие ««Составление описательного рассказа о овощах по схеме». (Приложение 1.
2. Занятие «Фрукты - овощи» (составление описательного рассказа -загадки). (Приложение 2).
Развивающие игры на развитие речи:
«Один – много».
«Скажи ласково».
«Узнай по описанию». «Измени словечко». «Скажи наоборот». «Объясни словечко». «Подскажи словечко».
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
О. Емельянова «Что растет на огороде?»; Джанни Родари «Приключения Чипполино» (отрывки);
С. В. Михалков «Овощи»,
В. Коркин «Что растет у нас на грядке?»;
Ю. Тувим «Овощи»;
И. Токмакова «Купите лук», «Яблонька»;
Э. Успенский «Как капусту растили»;
А. Барто «Морковный сок»;
Н. Носов «Огурцы», «Огородники»;
С. Сирена «Огород»;
Е. Благинина «Приходите в огород»;
В. Волина «Наша грядка»; Е. Наджкина «Огуречное семечко»;
р н с «Вершки и корешки»,
Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»;
загадки, поговорки;
Заучивание стихотворений:
А. Прокофьева «Огород», А. Максакова - Нуднова «Посадила в огороде».
Познавательное развитие Познавательно – исследовательская деятельность
Опытно -экспериментальная деятельность Занятие «Что растет в огороде».
Рассматривание сухих и пророщенных семян через лупу;
Проращивание семян овса и гороха;
«Проращивание моркови в воде»;
«Почему картофель зеленый»;
«Проверяем картошку на содержание крахмала»;
«Концентрация растворов»;
«Дышат ли овощи?»;
«Овощи тонут или нет?»;
Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Ежедневные наблюдения за всходами: овощей, овса, цветов.
Художественно – эстетическое развитие.
Изобразительная деятельность
Музыкальная деятельность
Продуктивная
Театрализованная деятельность:
Рассматривание картины
Серова В. А. «Девочка с персиками». Натюрморты: Машков И. «Фрукты», Петров – Водкин К. С. «Розовый натюрморт». Хруцкий И. Ф. «Цветы и плоды». Рисование:
«Клубника» (тычок,
«Овощной суп».
«Овощи»
Лепка:
«Овощи и фрукты».
«Наши овощи созрели» (пластилинография). Аппликация: «Витамины на нашем столе»,
«Овощи в банке» (нитки,
Конструирование: «Теплица для овощей»,
«Корзинка для овощей и фруктов» (из бумаги,
«Забор для нашего огорода».
Слушание музыки:
Песня «Витамины» Филиппенко.
Б. Можжевелова «Огородная – хороводная».
Игра-хоровод «Урожай». Музыкально-динамическая пауза «Репка».
«Сказка о том, как овощи поссорились»,
Инсценировка «Огородная –хороводная»
Физическое развитие Двигательная Подвижные игры:
«Собери все предметы», «Кто быстрее соберет урожай»,
«Сад и огород», «Мы по Африке гуляем»,
«Огуречик»,
Игра м/п «Огород у нас в порядке»,
Хороводная игра «Урожайная»,
Подвижная игра «Урожай».
Взаимодействие с родителями.
Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на подоконнике.
Консультации:
«Исследовательская деятельность детей в детском саду»,
«О луке – детям»,
«Участвуем в проекте «Огород на подоконнике»,
«Как полезны овощи!».
Организация выставок детских работ: рисунков, аппликации, поделок из пластилина.
Оформление информационного стенда.
Рекомендации по организации совместной работы на огороде.
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков и поделок.
Создание альбома «Витамины на столе».
Полученный результат
1. Качественная реализация проекта, позволила сформировать у детей
экологические представления об овощных культурах.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. Научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
5. Дети увидели многообразие посевного материала.
6. Более бережно стали относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений. 7. Повысился педагогический уровень воспитателей по теме «Выращивание овощей в комнатных условиях».
ВЫВОД
В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты. В группе был создан огород на подоконнике «Станция овощная». Получили урожай огурцов и фасоли. Выращенную рассаду высадили в открытый грунт на огороде. Сформировали интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщили представления детей о необходимости света, тепла и влаги почвы для роста растений. На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию. Дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; Создали условия для развития поисковой деятельности детей. Наблюдение за ростом растений зафиксировали в дневнике наблюдений. Обогатили словарный запас детей. Оформили выставки по продуктивной деятельности (лепке, аппликации, рисованию). Обогатили эмоции воспитанников. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
Просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
2. 5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском
саду[текст] : Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.
3. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2012. – 232 с.
4. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы. Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», «2008. – 96 с.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
6. Федосеева П. Г. Организация деятельности уголка природы. Подготовительная группа. / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.