Айслу Кункакова
Проект «Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста. Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в первой младшей группе «Волшебница вода»
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода»
Тип проекта : познавательно-игровой
По характеру содержания: ребенок и природа
Участники: дети группы «Капелька», воспитатель.
По продолжительности: краткосрочный (5 дней)
Актуальность
Вода – красота всей природы.
Вода жива, она бежит или волнуется
Публикация «Проект „Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста, Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
ветром, она движется и дает жизнь и
движение всему ее окружающему.
(Иван Аксаков)
Воде принадлежит огромная роль в природе. В самом деле, ведь именно море оказалось первой ареной жизни на земле. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Она и в нас самих: мы на две трети «сделаны» из воды.
Вода вылепила лицо нашей планеты. Вся земная жизнь рождена водой и не может существовать без неё.
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Дети любого возраста любят играть с водой. Стоит только увидеть лужу, как ребенок несется к ней со всех ног. Дети должны знать свойства воды и её назначения. От воды зависит климат планеты. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Воду использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков и исследовательской деятельности.
Дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребё нка: как только ребёнок начинает ползать, он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовырожаться.
Цель проекта :
1. Через различные виды деятельности дать детям элементарные представления о свойствах воды; о значении воды в жизни человека, животных, растений.
2. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Мероприятия по реализации проекта :
Художественно- творческая деятельность :
-Чтение потешек «Водичка, водичка», «Да веселых гуся», «Лейка»
-чтение отрывка стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо»
-слушание песни Группа "Непоседы" - Виноватая Тучка, звуки природы - «Дождь»
- разучивание танца «Тучка»
-рассказывание по сюжетным картинкам «Как огород поливают», «Как пьют воду птицы из лужицы»
-продуктивная деятельность (экспериментирование с водой, наблюдение за водой)
- рисование «Тучка и дождик»
Игровая деятельность :
игровые ситуации на тему «Водичка, водичка»
игры, забавы с водой
подвижная игра «Солнышко и дождик»
игра на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри»
Трудовая деятельность :
-наблюдение за трудом помощника воспитателя;
- моем игрушки.
Прогнозируемые результаты:
Формирование элементарных представлений о свойствах воды, культурно-гигиенических навыков - значение воды в жизни человека. Эмоциональное проявление детей во всех видах деятельности. Формирование навыков совместной деятельности.
Реализация проекта по этапам
1 этап Беседа о воде.
- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?
- Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)
- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)
Чтение художественной литературы:
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
2 этап Основной «Игры, забавы, опыты с водой»
Опытно-экспериментальная работа "Вода - какая она?"
Интеграция областей: "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "социально - коммуникативное развитие".
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую
деятельность, расширение представлений о свойствах воды.
-образовательная:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; некоторые вещества в воде растворяются) .
2. Рассказать о значении воды в нашей жизни.
-развивающая:
1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.
2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями
3. Развивать наблюдательность у детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, уточнять, делать выводы.
-воспитательная:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.
Обогащение словаря: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная.
Материал и оборудование: одноразовые пластиковые стаканы (по количеству детей, 4 больших стеклянных стакана, питьевая вода, стакан с соком, соль, сахар, лимон, жидкое мыло, трубочки, колпачки волшебников, иллюстрации для рассматривания.
Ход.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением! А вы любите когда к нам приходят гости?
Дети: - Да
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (воспитатель включает запись со звуком воды) .
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без (воды)
Дети: - Вода!
Воспитатель: - Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница - Вода! Хотите с ней познакомится?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь ребятки закрывайте глазки и не подглядывайте (воспитатель одевает голубого цвета накидку, превращается в волшебницу-Воду. Дети внимательно рассматривают).
Воспитатель: ребята, я, волшебница - Вода, сегодня вы узнаете обо мне много интересного!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране!
Как сосулька замерзаю,
В лес туманом заползаю.
На плите у вас кипела,
Паром чайника шипела.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
Ребята, так зачем же нам нужна вода?
Дети: - Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
Волшебница - вода : - Ах, какие молодцы, многое знаете о воде!
Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, нам нужно набрать сюда воду, но где же ее взять?
Дети: - У нас в группе вода есть в водопроводном кране.
Волшебница-Вода : - Тогда в путь!
Проводится п /и «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке,
(Дети идут шагом)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
(прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам.
В яму — бух!
(приседают на корточки)
Дети подходят к водопроводному крану.
Воспитатель набирает воду в стакан.
Опыт № 1: «Вода – жидкая».
Воспитатель берет два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливает воду из одного в другой.
Волшебница-Вода : Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Волшебница-Вода : Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода?
Дети: - Жидкая.
Волшебница-Вода : - Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте, вернемся на свои места и продолжим знакомиться со свойствами воды.
Опыт № 2: «Вода прозрачная».
Волшебница-Вода : - Ребята, мы с вами набрали в один стакан воду, а в другом стакане у нас налит сок. Сейчас я положу палочку в каждый стакан. Посмотрите, в каком стакане видно палочку?
Дети: - Видно в стакане с водой, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.
Волшебница - вода : - молодцы, ребята. Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли палочка в стакане с соком? (воспитатель выливает сок из стаканчика, дети убеждаются, что в нем была палочка) .
Опыт № 3: «Вода без запаха».
Волшебница - вода : - А теперь я предлагаю узнать - пахнет вода или нет. Что вы можете сказать? (дети наклоняются к стакану с водой и принюхиваются)
Дети: - Вода не имеет запаха.
Волшебница - вода : - А теперь узнаем, пахнет ли сок?
Дети: - Да! Пахнет сладким, вкусным!
Опыт № 4: "Вкус воды".
Волшебница - вода : А теперь определим вкус воды. Для этого вам необходимо надеть волшебные колпачки, чтобы мы с вами смогли вместе творить волшебство с водой (дети надевают приготовленные колпачки волшебников).
Попробуйте воду, которая налита у вас в стаканчиках. Какой у нее вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Волшебница - вода : - Сейчас мы с вами возьмем кусочек сахара и растворим его в воде. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - Вода стала сладкая!
Волшебница - вода : - А теперь волшебники добавьте в стакан с водой кусочек соли. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - соленого.
Волшебница-Вода : молодцы! Вы отлично справляетесь с работой. Осталось самое сложное задание. Возьмите ложу с соком лимона и растворите его в воде. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - Кислая, как лимон!
Волшебница-Вода : - Вот это да, вода и в самом деле волшебная, потому что она превращается в такой вкус, который в нее добавят! Значит вода может иметь разные вкусы! Мы с вами попробовали три разных вкуса: сладкий, соленый, кислый. Вода может быть еще и горькой, если в нее, например добавить мыло. (Воспитатель добавляет в стакан жидкое мыло, размешивает и с помощью трубочки выдувает мыльные пузыри).
Волшебница-Вода : - У нас получились мыльные пузыри, давайте немного с ними поиграем (воспитатель выдувает пузыри, а дети их лопают).
Волшебница - вода : - Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде?
Дети: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может становится любого вкуса, который в нее добавят; вода льётся, она жидкая; с водой можно играть.
Волшебница-Вода : - Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Для чего же нам нужна вода?
Дети: - люди пьют воду;
- каждый день моют руки и лицо;
- моют посуду, стирают одежду;
- варят еду;
- моют грязные фрукты и овощи;
- поливают растения, чтобы не засохли;
Волшебница-Вода : - Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять. А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся!
Рисование «Тучка и дождик»
Выпуск стенгазеты «Сохраним планету голубой»
Разучивание танца «Тучка»
Игры-забавы с водой
Результаты проекта "Волшебница вода".
Проект длился 5 дней. Во время проведения проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.
В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде, они хорошо знают, что вода не имеет цвета, она может быть разного вкуса (сладкая, соленая, кислая, вода может превращаться (мыльные пузыри).
Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный - тёплый, тонет – не тонет. Дети с удовольствием рисовали акварелью тучку и дождик, разучили и исполнили танец «Тучка».