Татьяна Заварухина
Проект по экологическому воспитанию «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологическому воспитанию «Времена года»
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-июнь)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагог, дети старшей группы, родители
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Времена года“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы о временах года, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Цель: формирование у детей обобщенных представлений о смене времен года и природных явлениях, характерных для каждого сезона через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать и обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за сезонными изменениями в природе. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за сменой времен года, их характерными особенностями, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
3. Воспитывать эмоциональное положительное отношение к родной природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Актуальность проекта: экологическая направленность проекта обусловлена тем, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается в повседневной жизни. Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее эмоционально воспринимает увиденное вокруг.
Природа – неисчерпаемый источник знаний, кладовая, хранящая множество удивительных тайн, которые непременно хочется разгадать маленьким исследователям. Задача взрослого помочь приобрести детям необходимые знания, научить беречь и любить природу с малых лет.
Проект «Времена года» поможет детям раскрыть особенности каждого сезона, показать их значимость и увидеть красоту окружающей природы.
Методы обеспечения:
• Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
• Беседы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Игровая деятельность;
• Практическая (продуктивная) деятельность.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
• Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
- Какие времена года ты знаешь?
- В какой последовательности происходит их смена?
- Как узнать каждое время года?
- Как сезонные изменения влияют на жизнь животных, растений и человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план мероприятий.
• Подобрать художественную литературу для детей по теме;
• Подобрать дидактический и наглядный материал;
2. Основной этап:
• Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов занятий и мероприятий.
• Практическая часть:
• Беседы по теме;
• НОД по теме;
• Выпуск газеты для родителей о видах кормушек и видах корма для птиц;
• Оформление фотовыставки;
• Создание альбома «Времена года»;
• Изготовление макетов «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
• Участие в конкурсах ДОУ
• Связь с другими видами деятельности:
Игровая
Продуктивная
Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)
• Домашние задания:
Выставка семейного творчества «Поделки из природного материала»;
Подготовка материала для фотовыставки;
Экскурсии в парк;
Изготовление кормушек вместе с родителями.
3. Заключительный этап:
• Презентация проекта (мультимедийная);
• Проведение развлечения «Путешествие по временам года»;
• Изготовление альбома «Времена года».
Реализация проекта:
1. Создание условий для выполнения проекта.
2. Составление плана мероприятий.
3. Наблюдения на прогулках.
4. Познавательные беседы и проведение НОД.
5. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
6. Опытно-экспериментальная деятельность
7. Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в акции «Подкормите птиц зимой», участие в выставках семейного творчества и др.)
8. Проведение развлечения «Путешествие по временам года»
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Они научатся выделять особенности каждого времени года, смогут выражать свои впечатления и эмоциональное отношение к каждому из них. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую, контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
План мероприятий на сентябрь-апрель
Сроки проведения Мероприятия
Сентябрь
1. Беседы по теме: «Осень в природе», «Листопад»
2. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений. К. Д. Бальмонт «Осень», И. А. Бунин «Листопад», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», Г. Скребицкий «Четыре художника»
3. Д/игры «»С какого дерева листок», «Осенняя палитра», «Во саду ли, в огороде» и др.
4. Изготовление макета «Осень»
5. Художественное творчество «Осенний букет» (печать листьями)
Октябрь
1. Рассматривание гербария. Изготовление пособия «Жизнь листочка». Сбор осенних листьев, засушивание для поделок.
2. НОД «Осенние дары природы»
3. Опытно-экспериментальная деятельность «Вода нужна всем»
4. Художественное творчество «Березка золотая» (коллективное панно)
Ноябрь
1. Выставка поделок из природного материала «Осень разноцветная»
2. Выпуск газеты о видах кормушек и корма для птиц.
3. Изготовление кормушек (с родителями).
4. Беседа «Как птицы и звери к зиме готовятся»
Декабрь
1. Развешивание кормушек на территории ДОУ, подкормка птиц.
2. Беседа о зиме. Зимние явления природы.
3. Выставка рисунков «Зимушка хрустальная»
4. НОД «Зимующие птицы»
5. Изготовление макета «Зима»
Январь
1. Изготовление цветных льдинок, развешивание на участке.
2. Участие в конкурсе ДОУ «Подкормите птиц зимой»
3. Опыты со снегом.
4. НОД «Зачем зимой снег»
5. Художественное творчество «Ажурные снежинки», «Белая береза» (граттаж, «Снегопад» (набрызг)
Февраль
1. Наблюдение за птицами на кормушке. Экскурсия в зимний парк (с родителями)
2. Загадки о зиме, проведение д/игр по теме проекта.
3. Экологическое мероприятие «Огород на окне»
4. Викторина «Зимушка-зима»
5. Коллективное творчество «Зимнее покрывало»
Март
1. Беседа «К нам весна шагает быстрыми шагами» (признаки весны)
2. Наблюдения за срезанными ветками. Зарисовки.
3. Чтение художественной литературы Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
4. Изготовление макета «Весна»
Апрель
1. Познавательная беседа «Перелетные птицы» Изготовление макета «Гнездо»
2. НОД «Первоцветы»
3. Д/игра «Весна идет к нам в гости»
4. Художественное творчество «Весенний ручеек и кораблик» (аппликация + конструирование)
Май
1. НОД «Кто такие насекомые»
2. Беседа о природных явлениях «Гром и молния»
3. Познавательная беседа Зеленая аптека» Рассматривание альбома «Лекарственные растения»
4. Художественное творчество «Ветка сирени», «Бабочки» (пластилинография)
Июнь 1. Беседа «В гости к лету»
2. Опыты с водой. Мыльные пузыри.
3. Викторина «Что цветет на клумбе»
4. Изготовление макета «Лето»
5. Художественное творчество «Радуга-дуга», «Одуванчики».
Изготовление альбома «Времена года» (итог проекта)
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.
7. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
8. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
9. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.