Шеерман Татьяна
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Светловского городского округа Детский № 1 «Пчелка»
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль»
Автор-разработчик: воспитатель Шеерман Т. Б.
г. Светлый 2017 г.
Актуальность.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Зеленый патруль“» размещена в разделах
В настоящее время экологическое воспитание дошкольников приобретает все большее значение. Формирование у детей основ экологической культуры, экологически безопасного и грамотного как для окружающей среды, так и для самих детей поведения, первых навыков ресурсосбережения, элементарных природоохранных навыков – вот некоторые из задач, которые сейчас стоят как перед педагогами, так и перед родителями современных дошколят.
Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша область - удивительно красива и богата заповедными местами. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов.
Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Цель проекта : формирование бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Проект «Зеленый патруль» предполагает решение следующих образовательных задач:
• закрепление и расширение знаний детей о природе Калининградской области;
• формирование системных экологических понятий и представлений о природе и мире как среде жизнедеятельности человека;
• иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо запоминающимися примерами, доступными для восприятия и осознания в данной возрастной группе;
• формирование первичных представлений о необходимости природоохранной деятельности;
• воспитание экологической культуры и нравственности как основы взаимоотношений человека и природы;
• воспитание бережного отношения к живой и неживой природе, осознания ответственности за свои поступки.
• воспитание неравнодушия к происходящему вокруг;
• развитие навыка наблюдений в природе и способности анализировать их.
Проект «Зеленый патруль» предполагает решение следующих развивающих задач:
• пробуждение, формирование и стимулирование собственной познавательной активности детей;
• развитие умения воспринимать мир во всем его многообразии посредством органов чувств;
• развитие навыков общения, ведения диалога, способности формулировать свое мнение;
• формирование терпимости, уважительного отношения, способности слышать, понимать и принимать мнение другого человека;
• воспитание нравственного отношения в природе и всему происходящему в мире;
• формирование социокультурных навыков.
Ожидаемые результаты проекта :
Обучающиеся должны знать:
• что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире;
• начальные экологические понятия;
• о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
• о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
• о причинах создания и назначении Красной книги;
• о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
• о причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
• о ценности и уникальности каждого природного объекта;
• о современных экологических проблемах и возможных путях их решения;
• о правилах поведения человека в природе.
Обучающиеся должны уметь:
• выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах;
• применять свои знания в обращении с живыми организмами;
• изготавливать кормушки, подкармливать и охранять птиц;
• охранять редкие виды растений и животных;
• наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;
• проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
• формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме).
В соответствии с ФГОС проект «Зеленый патруль» опирается на научные принципы её построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность
каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
- принцип научности, который предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребёнка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения;
- принцип интеграции областей (физическая культура, здоровье, безопасность, познание, труд, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности для них является игра;
- принцип регионализма – он проявляется в отборе и изучении объектов живой природы своего края;
- принцип гуманизации, который способствует формированию у ребёнка представлений о человеке как о части природы, воспитанию уважительного
отношения ко всем формам жизни на планете, умение сопереживать, заботиться о живых организмах, умение видеть красоту окружающего мира;
- принцип прогностичности – воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой ДО.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей в образовательную деятельность. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям заниматься любимым делом и одновременно обогащает знания детей об окружающем мире.
Сроки реализации проекта : с 1 июня по 31 июля 2017 г.
Участники проекта :
Педагоги, специалисты ДОУ, дети старшей группы «Капельки», родители.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап.
1. Апробация содержания проекта “ Зеленый патруль”.
2. Проведение мероприятий в группах по формированию элементарных экологических представлений.
3. Экскурсии, наблюдения за пределами ДОУ.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап.
1. Выставка продуктов детской деятельности.
2. Фотовыставка.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
Формы работы по реализации проекта :
наблюдения и экологические экскурсии;
создание презентаций, выставок детских работ;
познавательное чтение;
НОД;
конкурсы и викторины;
лаборатория (опыты и эксперименты);
фотовыставка,
подвижные, дидактические игры, игры-путешествия;
эколого-познавательные праздники и развлечения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических мероприятиях.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно – правовые ресурсы:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013года
№1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
УСТАВ ДОУ.
Основная образовательная программа ДОУ.
САНПИН 2.4.1.3049 -13 Постановление от 15 мая 2013 года №26.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ, вступивший в силу с 01.09.2013 г.
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются :
- Воспитатели – Шеерман Т. Б., Тюрина Е. Л.
- Инструктор по физическому воспитанию – Махмутова Е. А.
Материально – технические ресурсы:
Компьютер.
Принтер.
Фотоаппарат.
Магнитофон.
Канцелярские товары.
Предметно – развивающая среда.
Игровое оборудование.
Информационный стенд.
ритерии оценивания проекта :
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными
условиями, уровнем подготовки ребёнка, интересами ребёнка к
образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и
образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.