Елена Юрьевна Шайхелисламова
Проект по экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация к проекту:
В России 2017 год объявлен годом экологии. В связи с этим у нас возникла идея написания проекта, который охватывал бы все стороны экологического воспитания дошкольников.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты Земля – стало целью данной педагогической работы.
Проект «Земля – наш общий дом» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Актуальность темы:
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
• вовлекать в природоохранительную деятельность;
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать умения и навыки работы с природным материалом.
2. Развивающие:
• развивать умение сравнивать и анализировать;
• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в музыке, рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.
Участниками проекта являются дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Принципы реализации:
1. Актуальность.
2. Системность.
3. Доступность.
4. Наглядность.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный; 2 этап – Основной ; 3 этап – Заключительный.
Подготовительный этап.
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
6. Подпроект «Огород на подоконнике» - проводится с марта по май 2017г. Цикл занятий по изучению культурных, комнатных и декоративных растений:
- Беседа с детьми о том, что такое огород, и что на нём растёт.
- Посадка лука и семян овощных культур (горох, укроп, петрушка и др.)
7. Экологический календарь.
- «День птиц»
-»День подснежника»
- «День Земли»
Основной этап (делится на три подъэтапа):
I. «Птицы нашего края» - проводится с марта по май 2017г.
1. Подбор познавательной, художественной литературы.
2. Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.
3. Разучивание песен, хороводов.
4. Подвижные музыкальные игры: «Птицы и кот», «Стало птичкам веселей».
5. Оформление консультаций.
6. Беседы с детьми на темы: «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы».
7. Изготовление дидактических игр.
8. Выставка рисунков «Птичье кафе».
9. Участие совместно с родителями в районном конкурсе «ЭКОБУМ» (изготовление костюмов из бросового материала и представление их на конкурсе).
II. «Поселок – наш дом, не мусори в нем!» - проводится в летний период 2017г.
1. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования.
2. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
3. Проведение акции «Украсим землю цветами» (высадка родителями цветов на участке д/с и посадка кустарников на участке).
4. Оформление папки передвижки для родителей.
5. Пополнение предметной среды иллюстративным материалом.
6. Наблюдения и экологические экскурсии по улицам поселка, вблизи детского сада.
7. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
8. Разучивание стихотворений о правилах поведения на природе.
9. Разучивание песни «Земля - наш общий дом» муз.
10. Решение проблемных ситуаций, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах нашего села.
11. Рисование экологических знаков. Рассматривание альбома «Красная книга России».
12. Игры : «Пищевые цепочки в лесу», «Чего нельзя делать в лесу», «Кто где живет». Настольно-печатные игры: «В мире природы», «Живой мир планеты», «Узнаем животный мир», «Ботаническое лото».
13. Музыкально-подвижные игры: «Деревья и червяки»; «Воробей и комары».
14. Создание план-схемы экологической тропы на территории детского сада.
15. Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
16. Проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей» с участием родителей (поделки для участка и цветника).
III. «Моя планета – Земля» - проводится с сентября по ноябрь 2017г.
1. Активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.
2. Формирование умения по характеру музыки определять состояние погоды, соответствующее сезону, развивать чувство прекрасного, внимание, образную речь.
3. Проведение бесед о природе, о взаимодействии человека с природой, о многообразии животных и растений и их связи со средой обитания, об охране природы.
4. Чтение: Скребецкий Г. «На лесной полянке», Соколов-Микитов И. «Лестные картинки».
5. Оформление выставок детских рисунков, поделки из овощей. Участие в районной ярмарке «Морковный край».
6. Музыка П. И. Чайковский «Времена года». Прослушивание аудиозаписи.
7. Конкретизировать знания детей о временах года. Сбор литературы: стихов, рассказов, пословиц, поговорок о лекарственных травах.
8. Акция «Жизнь в капле воды». Цель : формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода -это бесценный дар природы, её надо беречь.
Совместная деятельность педагога с детьми:
Экологическая тревога «Вода в опасности!», «Кран-кап, кап, кап».
Беседа «Вода в природе».
Развлечение на тему: «Вот она какая –вода».
Просмотр и обсуждение презентации о свойствах воды с использованием музыкальных произведений.
Исследовательская деятельность: «Вода в природе», «Различные состояния воды».
Чтение: Барто А. «Дождь в лесу», Сахарнов С. «Кто в море живет», Тютчев Ф. «Весенние воды».
Пластические музыкальные игры : «Изобрази», «Буря на море».
Заключительный этап.
1. Проведение развлечений «День птиц»; «Птичье новоселье»; КВН «Лес – наш дом» - апрель, май 2017г.
2. Проведение развлечения «Земля – наш общий дом» - май 2017г.
3. Летние экологические развлечения.
4. Трансляция проекта на районном методическом объединении.
5. Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов – круглый стол «Наши результаты».
6. Подготовка фотоотчета по реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты».
Ожидаемые результаты:
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.