Камалтдинова Наталья
Проект по экологическому воспитанию в группе раннего возраста «По тропинке сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Автор: воспитатель
Продолжительность: долгосрочный (январь 2022 г. - май 2022 г.)
Вид проекта : Познавательный.
Участники: воспитатель, воспитанники второй группы раннего возраста, родители.
Проблема, на решение которой направлен данный проект – воспитание у детей бережного отношения к природе посредством сказок.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию в группе раннего возраста „По тропинке сказок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: основной задачей является воспитание экологической культуры у детей. И, как известно, бережное отношение к природе мы, взрослые, должны воспитывать у детей с раннего возраста.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира: и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка. А где как не в сказках дети переживают свои самые сильные чувства – сопереживают, удивляются, плачут и смеются. Сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Интерес ребёнка к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. И поэтому через данный проект мы хотим привить у детей любовь к природе, ко всему живому, что окружает нас.
Цель проекта : создание условий для формирования познавательного интереса детей к природе.
Задачи проекта для детей :
- воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать чувство симпатии к объектам природы;
- посредством сказок о природе прививать детям экологическую культуру поведения;
- формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка данного возраста;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Задачи проекта для родителей :
- заинтересовать родителей в сотрудничестве с МДОУ;
- вовлечь родителей в работу по созданию экологической «Тропы сказок» на территории МДОУ.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
-обогащение опыта детей по экологическому воспитанию посредством сказок о
природе;
Для родителей:
- повышение экологической культуры и педагогической грамотности;
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с МБДОУ.
Продукты проекта :
Создание «Тропы сказок» на территории МБДОУ.
Презентация проекта : развлечение для детей на «Тропе сказок»
1этап- подготовительный
Проведение подготовительной работы, составление плана реализации проекта, подбор и изучение литературы по теме проекта. Определение методологии исследования, понятийного аппарата, проблем, объекта, предмета, задач.
2 этап – организационный
1. Составление плана проекта, определение сроков реализации.
2. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
3. Планирование деятельности педагога с детьми.
4. Разработка конспектов занятий.
5. Проведение консультации с родителями на тему «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка»
3этап – основной
1. Чтение русских народных сказок, а также сказок русских писателей,
таких как: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Гуси лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Заюшкина избушка», «Кот и петух», «Мойдодыр», «Телефон», «Путаница» и другие, рассматривание иллюстраций.
2. Проведение организованной образовательной деятельности с детьми.
Таких как:
- рассказывание сказки «Теремок»;
- рассказывание сказки «Репка»;
- рассказывание сказки «Колобок»;
- лепка «Колобок катится по дорожке и поёт песенку».
3. Организация детей в свободной деятельности:
- игры с разрезными картинками «Животные», «Фрукты»;
- разукрашивание в контурных картинках «Репка».
4. Работа с родителями: проведение родительского собрания по теме проекта «Экология и мы»
Сказки учат правильно жить, развивают в детях нравственные качества, учат беречь и любить природу.
Перспективный план работы с детьми
Сроки проведения Формы работы
Сентябрь Чтение сказки «Репка»; рассматривание иллюстраций к сказке; раскрашивание в контурных картинках «Репка»
Октябрь Чтение сказки «Колобок»; рассматривание иллюстраций к сказке; лепка: «Колобок катится по дорожке».
Ноябрь Чтение сказки «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказке; развлечение для детей: Игра-инсценировка по сказке «Репка»
Декабрь Чтение сказки «Теремок»; рассматривание иллюстраций к сказке; раскрашивание в контурных картинках.
Январь Чтение сказки «Рукавичка»; рассматривание иллюстраций к сказке; дидактическая игра с разрезными картинками «Животные».
Февраль Чтение сказки «Маша и медведь»; рассматривание иллюстраций к сказке; развлечение для детей: игра-инсценировка по сказке «Теремок»
Март Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»; рассматривание иллюстраций к сказке.
Апрель Чтение сказки К. И. Чуковского «Телефон»; рассматривание иллюстраций к сказке; дидактическая игра с разрезными картинками «Фрукты».
Май Чтение К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»; рассматривание иллюстраций к сказке;
План взаимодействия с семьями воспитанников
Сроки проведения Формы работы
Ноябрь Проведение родительского собрания на тему: «Экология и мы».
Февраль Консультация родителей на тему: «Роль сказки в экологическом воспитании ребенка».
Методические материалы
Осень
Конспект ООД в группе раннего возраста
на тему «Рассказывание сказки «Репка»
Цель: Рассказывание сказки вместе с воспитателем.
Задачи:
Образовательные задачи:
-обогащать словарный запас за счёт звукоподражаний, а также изучение имён существительных (дед, бабка, внучка, кошка, собака, мышка);
- проговаривать с детьми знакомые слова и фразы;
- формировать познавательный интерес к растительному миру.
Развивающие задачи:
- развивать умения вслушиваться в речь взрослого;
- развивать активную речь детей, память, мышление, воображение.
Воспитательные задачи :
- воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- формировать навыки доброжелательного отношения к героям сказки.
Образовательная область: речевое развитие
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»;
- предварительное чтение сказки «Репка» детям;
- закрашивание контурных картинок с изображением «Репки»;
- беседа, какие овощи созревают осенью, рассматривание картинок с овощами.
Материал: настольный театр, игрушка кошка, собачка, мышка, дедушка, бабушка, внучка, репка, дидактические картинки «репа», «морковь», «лук», «капуста», аудиозапись для игры «Кошка и мыши»
Ход ООД
Дети сидят полукругом.
Воспитатель : Ребятки, посмотрите, кто к нам пришёл? Кто это? (дети отвечают) Да, ребята-это кошка «Мурка». Давайте, поздороваемся с ней (дети здороваются с кошкой). Воспитатель от лица кошки : Здравствуйте, ребята!
Я кошка Мурка Серенькая шубка,
Беленькие лапки, а на лапках у меня цап-царапки,
Мяу, мяу, здравствуйте ребятки! Ребята, а я знаю, что вы сегодня будите говорить об одной очень интересной сказке. Вот я и пришла вас послушать.
Воспитатель : Молодец, что пришла. Проходите Мурка и усаживайся по удобнее. Ребятки, а мы сегодня с вами вспомним знакомую нам русскую народную сказку «Репка». Я буду рассказывать, а вы будете помогать мне.
(Рассказ воспитателя сопровождается показом настольного театра). Жил – был дед. Посадил дед репку.
Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить : тянет - потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Мурку. Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут.
Кликнула кошка мышку. Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут – вытащили репку.
Воспитатель : Ребятки, а понравилась ли вам сказка? (дети отвечают). А теперь вставайте в кружок мы с вами немножко поиграем. И кошка «Мурка» на нас посмотрит.
Проводится физкультминутка «Посадили репку в огороде».
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (ходьба)
Перед нами огород (руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет (махи руками)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Выросла репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу).
Быстро справиться сумели И на место тихо сели.
Воспитатель : Ребята, а кошка «Мурка» принесла картинки, давайте рассмотрим их.
(на фланелеграфе выставляются картинки с изображением овощей капусты, моркови, репы, лука).
Воспитатель с детьми рассматривают картинки и называют овощи. Затем воспитатель просит детей показать репу, дети показывают.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Всё знаете. Ребята, кошке «Мурке» пора возвращаться домой к своим котяткам. А на прощанье она хочет поиграть с вами в игру «Кошка и мыши». Ребятки превратятся в мышек, а кошка «Мурка» будет ловить вас.
(игра с кошкой, включается аудиозапись)
- На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка, - Кошка глазки открывает и мышаток догоняет. (После игры кошка прощается с ребятами и уходит)
Воспитатель : Ребята, о какой сказке мы говорили с вами сегодня? Кто тянул репку? (дети отвечают) Чтобы росли морковка, капуста, репка, что нужно делать? (дети отвечают)