Зинаида Фещенко
Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Зеленый дом"
Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста".
Руководитель проекта: воспитатель Фещенко З. А.
Г. Брянск, МБДОУ д/с № 77 "Золотая рыбка".
Участники: - дети старшего дошкольного возраста;
- воспитатели;
- родители.
Сроки реализации: с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2015 года.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Зеленый дом“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
На основе результатов констатирующего этапа и изучении опыта формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности, я пришла к выводу, что воспитатели МБДОУ работают над проблемой формирования экологической культуры детей.
Часть детей знает представителей животного и растительного мира, разделяет их по видам, соотносит их со средой обитания, называет их характерные признаки, понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью живых существ. Дети самостоятельно и качественно выполняют трудовые операции по уходу за ними, ориентируются в правилах поведения в природе, придерживаются их. Для них характерна положительная направленность отношения к природе, с удовольствием общаются с живыми существами. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности к жизни.
Однако, отдельные дошкольники, в основном, не знают или допускают ошибки, называя представителей животного и растительного мира, при разделении их по видам. Соотносят их со средой обитания, или не соотносят, не могут назвать характерных признаков, многие затрудняются. Затрудняются установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью живых существ. Дошкольники не могут самостоятельно и качественно выполнять трудовые операции по уходу за ними. Дети, в целом, понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Направленность труда до конца не осмысленна. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получения качественного результата. Мотивируют необходимость бережного отношения, утверждая, что "так надо". В основном это дети со средним и низким уровнем сформированности экологической культуры.
Эффективность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста зависит от систематичности и последовательности работы с детьми в данном направлении.
Цель проекта: увеличить численность растений в наших домах, помочь людям найти себе зеленых друзей среди комнатных цветов. Экологическая фирма "Зеленый дом", организованная детьми, берется выращивать комнатные цветы, чтобы распространять рассаду среди жителей своего микрорайона.
Задачи проекта: научить различать три-четыре вида комнатных растений, их характерные признаки, знать условия для их роста и развития, понимать взаимосвязь между деятельностью человека и живой природой, формировать умения самостоятельно и качественно выполнять трудовые операции по уходу за комнатными растениями; ориентироваться в правилах поведения в природе, придерживаться их, бережно относиться к растениям и животным как к ценностям жизни.
Этапы реализации проекта:
1) Подготовительный этап:
- работа по созданию развивающей среды в группе;
- сбор посадочного материала;
- изготовление обозначающих знаков, необходимых для роста растений;
- диагностика знаний детей;
- работа с родителями;
- познакомить родителей с целями и задачами проекта;
- сообщить о результатах диагностики;
- привлечь родителей к сбору посадочного материала.
2) Реализация проекта:
- теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий;
- практическая часть:
а) Занятия по экологическому воспитанию.
б) Связь с другими видами деятельности:
• Игровая
• Продуктивная
• Познавательно-исследовательская (опыты)
• Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, загадок о природе, дидактические игры, наблюдения)
• Учебно-речевое развитие (зарисовка растений с натуры, выставка зарисовок "Растения уголка природы"
в) Оформление ширмы для родителей "Растения нашего края"
г) Организация кружка "Юный эколог"
3) Заключительный этап:
- выставка комнатных растений;
- акция "Кому я подарю свой цветок";
- диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Инновационная деятельности как механизм реализации экологического проекта
В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Обобщающий результат
Изучение проблемы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе учебной деятельности показало ее актуальность и подтвердило, что основы экологической культуры необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте.
Мною было исследовано, что экологическая культура является важной частью общественной культуры человека и проявляется в его духовной жизни, поступках, отношениях, представляя собой свойство личности понимать ценности природы. Оно характеризуется совокупностью экологических знаний, умений природопользования и гуманистическим отношением ко всему живому в окружающей среде.
Мною были раскрыты теоретические и практические основы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические основы данной проблемы представлены в трудах известных педагогов: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, И. В. Цветковой и других, которые показывают, что экологическая культура дошкольников проявляется в следующем: знаниях о предметном мире природы, гуманистическое отношении к практической деятельности в природе,а также мною проанализированы и изучены вариативные и альтернативные программы экологического воспитания дошкольников, опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников в процессе учебного года в МБДОУ. Внимание обращалось на способы организации и методы, которые применялись в процессе их проведения.
Проведя диагностику, я выявила уровни сформированности экологической культуры дошкольников. На начало учебного года результаты диагностики обследованных детей были следующие: из 16 детей 4 дошкольника показали высокий уровень, что составило 25%, 5 дошкольников показали средний уровень знаний, что составило 30%, 7 дошкольников показали низкий уровень, что составило 45% от всей группы.
Исходя из этого, мною был разработан комплекс "зеленых" занятий, проведена коллективно-творческая деятельность, был создан макет улицы, а также внимание уделялось привлечению детей в процессе учебной и свободной деятельности в экологическую работу.
Именно экологически-ориентированная занятость детей в процессе учебной деятельности является показателем сформированности экологической культуры. Именно в ней проявляется и закрепляется отношение к природе и формируются те положительные качества личности, осуществляющие гармонию человека с природой.
В результате целенаправленной работы с детьми и повторного диагностирования, я получила следующие результаты: высокий уровень сформированности экологических знаний имеется у шести дошкольников, что составило 37,5%, средний уровень - у шести дошкольников, что составило 37,5%, а низкий уровень - у четырех дошкольников-25%.
Детей со средним и высоким показателем сформированности стало больше, а детей с низким уровнем - соответственно меньше. Это свидетельствует о том, что моя методика дала положительный результат: повысились знания детей о природе, закрепились трудовые умения, появился интерес и желание оказать помощь объектам природы.
Таким образом, в результате проведенной мною работы можно утверждать, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.