Трубецкая Ольга Александровна
Проект по экологическому воспитанию «Волшебство воды» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В дошкольном возрасте закладываются основы, в том числе отношение к природе.
Детский сад проводит непрерывное экологическое обучение, ведь формирование у детей основ культуры природопользования начинается с раннего возраста.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Волшебство воды“ для младшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Важная часть природы – это вода. Она необходима для существования всех живых организмов на нашей планете, для удовлетворения насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, поэтому важно познакомить детей дошкольного возраста с воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности. Наша задача – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. С целью формирования знаний детей о воде, о важности воды, был разработан проект «Волшебство воды» для детей младшего дошкольного возраста.
Проблема проекта :
Вода играет огромную роль в нашей жизни. Наблюдая за детьми, заметно, что им интересна тема «воды», они с удовольствием играют с водой. Но они практически про воду ничего не знают. Их кругозор ограничен только тем, что воду пьют, в ней моются, купаются, стирают. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. Очень важно научить детей бережно относиться к воде. Ведь вода не только природный ресурс, а источник жизни. Мы должны помочь осознать детям значение воды в жизни человека, животных и растений.
Тип проекта : - познавательно – исследовательский, творческий, игровой.
- среднесрочный (март-апрель 2021 год).
Участники проекта : - воспитатель;
- дети младшей группы;
Цель: 1. Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды
для всех живых организмов и необходимости её беречь.
2. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
3. Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды : прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной, теплой, горячей.
4. Познакомить с процессом превращения снега – в воду.
5. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах).
6. Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
7. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека.
Этапы проекта;
1. Организационный этап:
- создание развивающей среды в группе;
- подбор методической и художественной литературы;
2. Основной этап:
- проведения занятий, бесед, наблюдений и опытов по теме;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная художественная деятельность;
- игровая деятельность в рамках проекта;
3. Заключительный этап:
- итоговое занятие на тему «Волшебная вода».
2. Деятельность педагога с детьми:
Социально – коммуникативное направление:
коммуникативная деятельность:
чтение художественной литературы о воде - К. И. Чуковский «Мойдодыр»;
стихотворений - «Ключевая вода», «Снежинка – Балеринка»,
«Дождик»; «Иней», «Росинка»;
потешек - «Водичка – водичка», «Зайка», «Курочка-рябушка» и т. д. ;
рассматривание иллюстраций – «Вода в природе», «Природные явления»;
Игровая деятельность:
Дидактическая игра: «Определи по тени».
Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.
Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.
Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.
Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
1. Что такое вода? (Жидкость)
1. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лягушка, рак и т. д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы и т. д.)
1. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш и т. д.)
2. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
3. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
4. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
5. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных.
Художественная литература
Потешки
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
***
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо
***
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой?
- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыплят поить.
- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи!
***
Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)
Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)
Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)
***
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается
Никак не называется.
Речевое направление:
• беседы: «Вода и её превращения», «Есть ли у воды цвет, запах», «Что случиться со снегом, если пригреет солнышко», «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?».
• Познавательное направление:
познавательно- исследовательская деятельность:
• экспериментирование с водой – «Окрашивание воды», «Ветер по морю гуляет», «У воды нет вкуса и запаха», «Вода прозрачная», «Тонет – не тонет»;
• наблюдения – за снегом;
Экспериментирование:
1. Опыт: Дети, посмотрите, у нас один стакан с чистой водой, а второй стакан - с молоком).
2. Опыт: А в этом стаканчике, что? (дети - молоко).
А молоко прозрачное или белое? Сейчас проверим! Бросим в стаканы с водой и молоком пуговички. В каком из стаканчиков видна пуговичка? Правильно, в стакане с водой.
Вывод: вода прозрачная.
Давайте вместе попьем водички? (дети пьют воду из маленьких стаканов.) Понравилась вам чистая водичка? ( дети: да.) Она не сладкая, как чай. Она не солёная, как суп.
Вывод: Ребята значит у чистой воды нет вкуса, но её очень приятно пить. ( дети: да)
3. Опыт: А теперь понюхайте водичку, чем она пахнет? ( дети: ничем).
Вывод: Правильно ребята вода без запаха.
1. Опыт: А ещё чистую водичку можно покрасить в разные цвета. Воспитатель раздаёт детям кисточки с набранной краской.
Опустите каждый свою кисточку в свой стаканчик с водой. Что вы видите? ( дети: водичка окрасилась, стала цветной.) Правильно.
Вывод: Что можно сделать с водой? ( дети: закрасить). Да, в воде может раствориться краска.
Художественно – эстетическое развитие:
рисование – «Снег идет»;
аппликация – «Плывет по реке кораблик», «Рыбки в аквариуме»;
лепка – «Снеговик», «Снежинка»;
Физическое развитие:
двигательная деятельность:
физкультминутки – «Дождик», «Кораблик»;
пальчиковая гимнастика – «Рыбки», «Ладошки»;
Пальчиковые игры
Ладошки
Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)
Мыли мылом ножки. (моем ножки)
Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)
Ладушки – ладошки.
Рыбки
Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке. (руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок)
И рыба сказала: «Нырять здесь легко!» (ладони сомкнуты, выполняют «ныряющие» движения)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыба спит)
Четвертая стала чуть – чуть замерзать. (быстро качаем ладонями – дрожь)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают)
3. Деятельность педагогов с родителями:
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
- Наблюдения вместе с детьми: «Природные явления».
Вывод:
Дети:
• Пополнили и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.
• Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
• Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле.
• Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.