Дарья Алексеева
Проект по экологии во второй младшей группе «Природа — наш дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта «Природа – наш дом!»
Актуальность
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Публикация «Проект по экологии во второй младшей группе „Природа — наш дом!“» размещена в разделах
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Проект охватывает весь образовательный процесс: учитываются тематические взаимосвязи, предусматривающие сочетание НОД и других видов деятельности (коммуникативной, игровой, исследовательской, конструктивной, а так же совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Входе реализации проекта планируется обогащение и трансформация развивающей предметно-пространственной среды 2 младшей группы.
Для выполнения проекта будут привлечены родители.
Новизна
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка
Цель и задачи
Цель: Ознакомление детей 2 младшей группы с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
Задачи для детей:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей
Задачи для родителей:
• Побуждать родителей с детьми к совместным продуктивным видам деятельностям (аппликация, рисование, лепка).
• Обогащать и систематизировать представления родителей с детьми о празднике экологии.
• Воспитывать уважение к своему родному краю.
Задачи для педагогов:
• Оказывать помощь детям и родителям в поиске ответе на вопрос и планировании деятельности, во время возникших затруднений.
• Создать условия для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, Родине, дать детям возможность почувствовать себя участникам в жизни современного социума.
• Организация работы с родителями по привлечению их к экологическому воспитанию детей в семье.
• Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Ожидаемые результаты По итогу проекта у детей будут сформированы:
• представление о экологии родного края;
• систематизированы знания о экологии;
• навыки поисковой деятельности дошкольников и интеллектуальную инициативу;
• уровень коммуникативной компетентности;
Основная часть
План реализации проекта Краткосрочный, 3 месяц (июнь - август)
Целевые группы проекта Дети, родители, педагоги.
Формы предоставления продуктов проекта Картотека бесед по экологии, конспекты занятий, наглядный материал, картотека экологических игр, картотека загадок, рекомендации для родителей по экологии, конспекты квест – игр, экологическая тропа, акции, литература по экологическому воспитанию ребенка.
Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников я использовала:
• Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности;
• Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
• Метод демонстрации;
• Метод объяснения нового материала;
• Рассказ воспитателя;
• Рассказ ребенка;
• Чтение литературы;
• метод детского исследования;
• метод проектов;
• метод моделирования проблемных ситуаций;
• метод рассуждения;
• метод решения проблемных задач, ситуаций.
Ресурсное обеспечение проекта Книги по экологическому воспитанию детей, интернет – ресурсы
Деятельность детей
Вместе с
воспитателем
обозначают
проблему,
эмоционально
реагируют на
проблемные вопросы.
Принимают
задачи проекта.
Совместно с
воспитателем
прогнозируют
результаты
проекта «Что мы
узнали»
Выполняют запланированные действия и при необходимости консультируются с педагогом.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных.
Участие в НОД по познавательному развитию:
• «Чудесница вода (июнь)
• Дикие животные (июль)
• «Любить природу значит беречь ее» (август)
Участие в беседах:
• Использование картотеки бесед по экологии.
Слушание художественных произведений:
Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички.
• «Пальчик-мальчик…»,
• «Заинька, попляши…»,
• «Ночь пришла…»,
• «Сорока, сорока…»,
• «Еду-еду к бабе, к деду…»,
• «Тили-бом! Тили-бом…»,
• «Как у нашего кота…»,
• «Сидит белка на тележке…»,
• «Ай, качи-качи-качи»…»,
• «Жили у бабуси…»,
• «Чики-чики чикалочки…»,
• «Кисонька-мурысенька…»,
• «Заря-заряница…»,
• «Травка- муравка…»,
• «На улице три курицы…»,
• «Тень, тень, потетень…»,
• «Курочка- рябушечка…»,
• «Дождик, дождик, пуще…»,
• «Божья коровка…»,
• «Радуга- дуга…».
Экскурсия:
• Сельская электронная библиотека
• Музей «Чолкой»
Экологическая тропа
Наблюдения:
• Календарь погоды
• Огород
• За живой и неживой природы
Трудовая деятельность:
• «Посадка цветов»,
• «Уход за растениями (полив, рыхление, прополка сорняков)».
Разучивание стихотворений:
• Незабудки.
Как сюда, в траву, упали
Неба синего кусочки?
Это вовсе не кусочки,
Это мелкие цветочки.
Хельо Мянд.
• Ромашки.
Летом лужайка
В зелёной рубашке.
Славный узор на рубашке
Хельо Мянд.
• Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
• Щенок
Хитроглазый мой щенок,
Шерстяные лапки.
Это кто у нас погрыз
Новенькие тапки?
В глазках вижу я ответ:
Нет, не я это, нет, нет!
Тапки сами в рот полезли
И нечаянно разлезлись.
Опытно – исследовательская деятельность:
• «Рисование пальчиками на песке»,
• «Рассматривание лупой насекомых»,
• «Песок какой ты?»,
• конструирование из мокрого песка различных формочек «Чудные ягоды»,
• «Веселый зоопарк»,
• «Когда поспеет ягода»
Участие в НОД по продуктивной деятельности
рисование
• «Рисуем лето» (июнь)
• «Грибочки» (июль)
• «Прогулка в лес» (август)
аппликация
• «Грибная полянка» (июль)
• «Собачка» (август)
Просмотр тематических мультфильмов
• Мультфильм "Фикси-советы. Чему учит экология".
• Мультфильм "Фикси-советы. Берегите природу!".
Акция:
• Акция «Собери мусор и отсортируй его»
• Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»
• Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»
Опыты с водой (картотека)
Квест – игра:
• «Здравствуй, лето, красное!»
Деятельность родителей
Наблюдают и контролируют правил техники безопасности, оказывают помощь в сборе информации и оформление материалов. Мотивируют детей.
Изготовление поделок совместно с детьми к проведению выставки «Мы юные экологи»
Подбор материала для фотовыставок
• «Я и море»;
• «Как я помогаю лесу очиститься от мусора»
Участие пап, мам, дедушек и бабушек в акции
• «Вторая жизнь ненужным вещам»
• Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»
Помощь воспитателям в оснащение предметно- пространственной среды: оформление группы в соответствии с темой.
Анкета для родителей
• «Экологическое воспитание дошкольников»
Участие в квест – игре:
• «Здравствуй, лето, красное!»
Деятельность педаго
гов[/b]
Создают
проблемную
ситуацию и
описывают ее.
Используют
модель 3х вопросов. (Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать)
Формулируют
проблемные
вопросы.
Определяют
задачи.
Подбор
методического, дидактического
материал для
реализации
проекта.
Собирают
необходимые
литературные
произведения на тему экологии: стихотворения,
потешки, сказки,
рассказы.
Вводят родителей в
курс вопроса
Организуют
совместную
деятельность с
детьми.
Разучивают с
детьми стихи,
потешки, читают
им сказки и
рассказы.
Оказывают
дифференцированную помощь детям
при проведении
проектной
деятельности.
Следит за соблюдением временных рамок и этапов деятельности.
Создает ситуацию успеха и подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Консультация для родителей о проекте «Природа – наш дом!»
Организация проведения НОД по познавательному развитию:
• «Чудесница вода (июнь)
• Дикие животные (июль)
• «Любить природу значит беречь ее» (август)
«Чтение художественной литературы:
Русский фольклор. Песенки, потешки, заклички.
• «Пальчик-мальчик…»,
• «Заинька, попляши…»,
• «Ночь пришла…»,
• «Сорока, сорока…»,
• «Еду-еду к бабе, к деду…»,
• «Тили-бом! Тили-бом…»,
• «Как у нашего кота…»,
• «Сидит белка на тележке…»,
• «Ай, качи-качи-качи»…»,
• «Жили у бабуси…»,
• «Чики-чики чикалочки…»,
• «Кисонька-мурысенька…»,
• «Заря-заряница…»,
• «Травка- муравка…»,
• «На улице три курицы…»,
• «Тень, тень, потетень…»,
• «Курочка- рябушечка…»,
• «Дождик, дождик, пуще…»,
• «Божья коровка…»,
• «Радуга- дуга…».
Экскурсия:
• Сельская электронная библиотека
• Музей «Чолкой»
Организация родителей воспитанников к организации и проведению фотовыставок
• «Я и море»;
• «Как я помогаю лесу очиститься от мусора»
Проведение бесед:
• Использование картотеки бесед по экологии.
Разработка дидактического материала.
Организация НОД по продуктивной деятельности
• рисование
• «Рисуем лето» (июнь)
• «Грибочки» (июль)
• «Прогулка в лес» (август)
• аппликация
• «Грибная полянка» (июль)
• «Собачка» (август
Разучивание стихотворений с детьми:
• Незабудки.
Как сюда, в траву, упали
Неба синего кусочки?
Это вовсе не кусочки,
Это мелкие цветочки.
Хельо Мянд.
• Ромашки.
Летом лужайка
В зелёной рубашке.
Славный узор на рубашке
Хельо Мянд.
• Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
• Щенок
Хитроглазый мой щенок,
Шерстяные лапки.
Это кто у нас погрыз
Новенькие тапки?
В глазках вижу я ответ:
Нет, не я это, нет, нет!
Тапки сами в рот полезли
И нечаянно разлезлись.
Организация коллективной работы с детьми и родителями:
Квест – игра:
• «Здравствуй, лето, красное!»
Разработка экологической тропы.
Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
Оснащение предметно- пространственной среды: оформление группы в соответствии с темой.
Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
Список литературы:
1. https://kcsata.ru/selskoe-hozyajjstvo/formy-produktov-proektnoi-deyatelnosti-v-dou-proektnaya-deyatelnost-v.html
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
3. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
4. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
5. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
6. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
7. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
8. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
9. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
10. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
12. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/ekologicheskie-aktsii-v-dou-kak-aktivnaya-forma-rabotypo-formirovaniyu-ustojchivogo-ekologicheskogo-razvitiya-doshkolnikov.html