Сацита Гедиева
Проект по экологии «Грецкий орех» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по экологии
«Грецкий орех!» средняя группа
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Участники проекта – воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации – 5 дня, краткосрочный.
Проблема: Получить представление о грецком орехе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе родного края, бережному отношению к ней.
Тема: «Грецкий орех».
Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Задачи:
Публикация «Проект по экологии „Грецкий орех“ в средней группе» размещена в разделах
- Орехи. Поделки из скорлупы
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Познакомить детей с деревом грецкий орех, с ценностью ее плодов орехов, с особенностями и отличиями от других деревьев.
- Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
- Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.
- Воспитывать интерес детей к объектам природы родного края.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к дереву грецкий орех, как живому объекту мира природы родного края, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Интеграция образовательных областей
Коммуникация
- Беседы
- Свободное общение
Познание
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций
Исследовательская деятельность:
- обследование и рассматривание листьев;
- определять форму;
- обследование и рассматривание плода дерева – орех;
- определить форму грецкого ореха, овальный, круглый;
- определить форму ядра грецкого ореха.
- дидактические игры
Чтение художественной литературы
- Чтение стихотворений, рассказа по данной теме
- загадывание загадок,
- чтение пословиц и поговорок,
- народные приметы.
Социально-личностное развитие
- Социализация
- Экскурсии: по участку детского сада
- Наблюдения
- Труд
- Безопасность
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность
Физическое развитие
- подвижная игра
- физкультминутки
Этапы проекта
1 этап. Начальный этап.
Постановка цели и разработка содержания проекта.
2 этап. Деятельный этап.
- Беседа с детьми «В гости к Белке».
Прогулка
- Наблюдение за грецким орехом.
- Знакомство с грецким орехом.
- Исследовательская деятельность.
- Игра «Узнай дерево».
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».
Экскурсия по территории детского сада.
- Отгадывание загадок про грецкий орех. «Отгадай мою загадку».
- Дыхательное упражнение «Ветерок».
- Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».
- Физкультминутка «Ветер и деревце».
- Народные приметы про грецкий орех.
3 этап. Коллективная реализация проекта.
Работа с родителями.
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
- Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Работа с детьми. Итоговое занятие
Образовательная деятельность «Грецкий орех».
- Рассказ о дереве грецкого ореха. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).
- Рассматривание слайдов про грецкий орех.
- Беседа про прочитанному произведению.
- Игра «Передай орешек».
- Физкультминутка «Ветер и деревце».
- Поделки из скорлупы грецкого ореха «Божья коровка».
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ.
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.
(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит белка. Возле домика белки дерево грецкий орех.). Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).
Воспитатель: Ребята, прочитаем его?
Дети: Да, прочитаем.
Воспитатель: (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут белка Соня. Возле моего дома растет необычное дерево, на этом дереве растут плоды орехи, и я запасаюсь ими на зиму, но вот только я не знаю, как называется это дерево. Ребята помогите мне пожалуйста разузнать, как называется это дерево которое растет возле моего дома. Ваша белка Соня.»
Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем белке Соне?
Дети: Да.
(Воспитатель с детьми подходят к домику белки Сони, здороваются.)
Воспитатель: Показывай, белка, что за дерево у тебя растет, мы с ребятами пришли тебе помочь. (Белка Соня показывает грецкий орех)
Воспитатель: Так ведь это же грецкий орех, разве ты не знаешь?
Белка Соня: Нет, я незнала.
Воспитатель: А вы ребята догадались?
Дети: Да, это грецкий орех.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому что он высокий, с широкой овальной кроной и листья яйцевидной, слегка вытянутой формы, имеют сильный специфический запах, ствол дерева прямой, кора светло-серая, трещиноватая и на нем плоды орехи.
Воспитатель: Правильно грецкий орех — это дерево которое растет у нас на Кавказе и еще он растет в Средней Азии. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе, белка Соня, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики).
ПРОГУЛКА
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ.
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке.
Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев.
Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.
Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где грецкий орех? По каким приметам определили, что это грецкий орех? (На нем плоды орехи.). Показать детям, что грецкий орех высокорослое дерево, ствол дерева прямой, кора светло-серая, трещиноватая, имеет широкую, раскидистую крону с многочисленными ветвями, отходящими под прямым углом и листья сложные, очередные, цельно крайние, имеют сильный специфический запах, грецкий орех очень стройное дерево и его плоды очень ценны для здоровья. Предложить детям подойти к дереву, потрогать её ствол, собрать листья и опавшие орехи, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у грецкого ореха пахнут.
- Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.
Чтение стихотворения про орехи.
На скамейке посидим
И орешков поедим!
Я вчера их подсушила
И в коробочку сложила.
Есть арахис, есть миндаль,
Поделиться мне не жаль!
Есть и грецкий в ней орех,
Он средь них полезней всех!
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева, рассматривание плодов, ядра ореха (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).
Игра на прогулке «Узнай дерево».
Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к грецкому ореху беги!» - они бегут и останавливаются у грецкого ореха. Воспитатель спрашивает, как они узнали грецкий орех. Один ответит, что у него ствол прямой, кора светло-серая; другой – что на нем растут орехи; третий – что листочки большие и пахнут.
Народные приметы:
- Ветка грецкого ореха защищает от молнии.
- Листья грецкого ореха, согласно народной примете прогоняют мух и муравьев
Отгадать загадку: Висят на ветке
Золотые монетки.
(Осенние листья.)
Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.
Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор»
- составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА.
Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.
Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых и ценных деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на следующие загадки:
Он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину – Увидишь сердцевину,
Из плодов он твёрже всех, Называется (грецкий орех)
Прижались тесно, к брату брат.
В зелёных гнёздышках сидя,
Гнёздышки искусные, а братишки вкусные. (грецкий орех)
Воспитатель:
Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какому дереву мы будем проводить экскурсию.
Родиной грецкого ореха является Кавказ и Средняя Азия
Плоды этого дерева являются ценным продуктом питания с высокими вкусовыми качествами. По своей питательной ценности превосходят мясо. Хорошие ядра плотные и упругие, с золотистым оттенком, покрыты тонкой пленкой, а легкие по весу плоды оказываются пустыми.
После сбора, орехи сушат на солнце, в течение 2-3 дней, после этого грецкие орехи хранятся около 6 месяцев. Грецкие орехи употребляются в пищу. Обработки не требуют. Используются в кондитерской промышленности при изготовлении тортов, халвы, пирожных и других изделий. Из ядер грецкого ореха получают масло. Древесина является ценным сырьем для производства мебели и отделочной фанеры, потому что легка в обработке, хорошо полируется, имеет красивый рисунок. Из оболочки плода получают черную краску, служащую для окрашивания тканей. На Кавказе была традиция, после рождения ребенка высаживать дерево грецкий орех. Послушайте, как отразили в стихотворении ценность грецкого ореха.
Забавляет свойством всех, Грецкий зреющий орех.
Для гурманов аппетитный, для лечения элитный.
В кожуре ценнейший мед, лучше щетки чистит рот.
Зубы белые как мел, ты попробуй, если смел.
Зубы искры ярко мечут, белизну им обеспечат.
Не испортит вид итог, так советует знаток.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается грецкий орех от всех остальных деревьев, например, от тополя? (У них разные листья, разный ствол, на тополе не растут орехи, а на грецком орехе растут плоды орехи).
Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о дереве? (ореховое дерево)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему ствол грецкого ореха трещиноватый? (Оказывается, грецкий орех через них дышит).
Воспитатель: А давайте мы тоже, как грецкий орех подышим
(дыхательное упражнение).
Ветерок.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока, ну а пока я тучи разгоню (круговые движения руками).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их. У грецкого ореха ветви прочные, крепкие.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что про грецкий орех люди говорят, что он долгожитель. Как вы думаете, почему так говорят? (Потому что он живет долго, правильно, в саду грецкий орех способен доживать до 200 лет, а в дикой природе до 5000 лет.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья грецкого ореха и на листья тополя. Они одинаковые? (Разные. Форма листа тополя цельной листовой пластинкой, меньше чем лист грецкого ореха, яйцевидной формы пильчатым краем, а у грецкого ореха листья сложные, непарноперистые, слегка вытянутой удлинённо-яйцевидной формы.).
Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья грецкого ореха от листьев других деревьев.
Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».
Воспитатель: Сок из свежих листьев грецкого ореха помогает избавиться от разных кожных болезней. Также свежий лист можно очистить от кожицы и приложить к ране, а затем наложить повязку. Наконец, сок листьев грецкого ореха полезно капать на прыщи, фурункулы, небольшие ранки на коже.
Воспитатель: Проведем физкультминутку «Ветер и деревце».
Во дворе стоит орех. К небу тянется он вверх.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места)
Воспитатель: Грецкий орех отражался в народных приметах! Вот, например,
- Удача ждет того, кому во время прогулки по лесу на голову упадет грецкий орех.
- Если получен большой урожай орехов, то в этот год родится много мальчиков.
Воспитатель: А также грецкий орех отражался и в пословицах:
- У одних - даже вата шуршит, у других - и орехи не трещат.
- Орех разгрызть - небольшая корысть.
Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы стихотворением
Агнии Барто «Всё на всех»
Приехали! Приехали! Родители приехали!
С конфетами, с орехами, Родители приехали!
Девочки и мальчики, Прыгают от радости:
В каждом чемоданчике, Яблоки и сладости.
Вот для дочки Танечки, В узелочке прянички.
А вот это пироги, Для себя их береги.
Вот для сына Петеньки, Леденцы в пакетике.
Это Пете моему, Это больше никому!
И с пакетами в руках, Уплетают в уголках
Друг от друга по секрету, Кто пирог, а кто конфету.
Ходит Витя мимо всех:
«Хоть бы мне один орех!
Не дождался я отца. Остался я без леденца».
Вдруг ребята встали с мест: - Мы едим, а он не ест?
Товарищи родители! Хотите, не хотите ли,
Но кладите всё на стол, и делите всё на сто!
Что мы сели по углам? Всё поделим пополам.
Разделите всё на всех: Вам орех. нам орех.
Всё у всех, ребята, есть? Начинайте есть!
Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.
Конспект образовательной деятельности
по экологическому воспитанию в средней группе
«Грецкий орех».
Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.
Задачи:
1 Образовательная: Познакомить детей с рассказом, расширять представления о дереве, о плодах грецкого ореха, формировать знания об особенностях грецкого ореха, по которым ее можно выделить среди других деревьев, учить изготовлять поделку из скорлупы грецкого ореха.
2 Развивающая: Приобщить к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность. Пробуждать интерес к природе.
3 Воспитательная: Воспитывать желание защищать и оберегать природу, дружественные отношения между детьми.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, экскурсия по территории детского сада, чтение стихотворения, рассказов, угадывание загадок, знакомство с народными приметами и пословицами, чтение стихотворения, беседы, наблюдения.
Оборудование: ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про грецкий орех, скорлупа грецкого ореха, пластилин, салфетки, стеки, дощечки, игрушка белка.
Ход образовательной деятельности:
1 Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня в гости к нам пришла белка Ленка, у нее с собой в корзиночке грецкие орехи, есть орех со свитком. Но прежде чем открыть орех, я хочу прочитать рассказ.
2 Чтение рассказа «Грецкий орех» Н. М. Грибачёва.
Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ называется он «Грецкий орех».
Устроили туристы привал на берегу речки. Пообедали, искупались, потом грецкие орехи кто-то стал есть. И один такой попался, что никак его не разгрызть. Бросили его в траву - ну его, и орех-то небольшой, а еще зубы поломаешь. Когда туристы ушли, белка Ленка прибежала, с дерева спустилась - не оставлено ли чего, не позабыто ли? И нашла грецкий орех. "Ох, должно быть, вкусный! - подумала белка Ленка. Схватила она орех, убежала на елку, чтобы сразу и съесть его. А раскусить не может. То за одну щеку перекатит, то за другую, и так пробует, и этак - ничего не выходит.
"Ну и орех, - думает белка Ленка. - Как железный. Но зато, наверное, и сладкий внутри! Что же мне делать? Побегу к барсуку Пахому, у него зубы большие, крепкие".
Прибежала она к барсуку. - Ну, чего тебе? - заворчал барсук Пахом. - Бегаешь, покоя не даешь.
- Да вот орех я нашла, - сказала белка Ленка. - А он не разгрызается. Помоги мне, у тебя зубы крепкие.
- Ладно, - согласился барсук Пахом. Взял барсук орех в зубы, раз нажал, два нажал - ничего не получается.
- Ты чего, белка Ленка, каменный орех мне принесла, что ли? - спросил барсук.
- Да не каменный он, а грецкий!
- Ну тебя с твоим орехом, - проворчал барсук, - не буду я его разгрызать, зубы поломать боюсь.
Вышла белка Ленка от барсука, смотрит - заяц Коська идет, от нечего делать хворостинкой помахивает. Рассказала ему белка про орех.
- Давай попробую, - сказал заяц Коська. Взял он орех и как надавит на него изо всех сил зубами.
- Ага, уже хрустит! - закричал заяц Коська. И нажал еще сильнее. Так нажал, что зуб зашатался. А ореху хоть бы что.
- Плохой тебе орех попался, белка Ленка, брось ты его лучше.
- Так он же внутри вкусный-превкусный.
- Ну, тогда к бобру Борьке иди. У него зубы покрепче, он деревья перегрызает.
Бобер Борька на другом берегу реки был, позвала его белка Ленка, рассказала про орех.
- Попробуем, что это такое, - сказал бобер Борька. - Попробуем.
Взял он орех в зубы, покатал немного во рту и на песок выбросил. Сказал:
- Не буду я, белка Ленка, твой орех разгрызать. У меня зубы поломаются - как тогда быть? Иди ты к медведю Потапу, он твой орех сразу расколет.
Пошла белка Ленка к медведю Потапу. - Помоги мне, медведь Потап, орех расколоть, - вежливо попросила белка Ленка. - Я грызла - не разгрызла, барсук Пахом грыз - не разгрыз, бобер Борька грыз - не разгрыз. Одна теперь на тебя надежда.
- Фу-у ты, - фыркнул медведь Потап, - тоже мне работа. Положил медведь орех на сосновый пень, взял кол, размахнулся изо всей силы и как бабахнет! По лесу гул пошел, конец кола отломился и медведя по голове стукнул, а орех цел-целехонек с пня скатился и лежит-полеживает. Почесал медведь Потап в затылке, засопел:
- Ну тебя, белка Ленка, с твоим орехом! Я большой, а он маленький, не могу я колом попасть.
Взяла она свой орех и отправилась домой, на большую елку. Сидит и горюет. Вдруг слышит рядом:
- Тук-тук-тук!
- Кто это тут стучит? - удивилась белка Ленка.
- А это я, дятел Димка. Сухой сук долблю, червячков ловлю. Хочешь, я в твоей елке большую дырку выдолблю? От дождя будешь прятаться.
- Ты мою елку не порти, - сказала белка Ленка. - Я от дождя под ветками спрячусь. А нос у тебя крепкий?
- Нос у меня крепкий-крепкий-прекрепкий.
- А можешь ты мой орех расколоть?
- Орех? - переспросил дятел Димка.
- Да, орех.
- Так это для меня раз-два, и готово.
Взял дятел орех и начал долбить: "Тук-тук-тук-тук".
"Ничего у него не получится, - думала белка Ленка, - только нахвастался. Медведь Потап и то не разбил, а дятел маленький, перьев много, силы мало".
А дятел тук да тук. Десять раз стукнул и говорит:
- Бери свой орех, белка Ленка, готово!
Смотрит белка - и вправду расколот орех. И зерно у него золотистое, пахнет вкусно. Решила она и дятла угостить, только он сказал, что не любит орехи, козявки и червяки вкуснее.
С тех пор белка Ленка подружилась с дятлом Димкой, собирает грецкие орехи и дятел Димка раскалывает ей их.
Воспитатель:(задает вопросы)
Что нашла на берегу речки?
Кто помогал расколоть грецкий орех белке Ленке?
Кто расколол грецкий орех белке Ленке?
С кем стала дружить белка Ленка?
3. Рассматривание слайдов.
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим дерево грецкий орех в разные времена года, рассмотрим ядро ореха? На что похоже ядро грецкого ореха?
(показ слайдов сопровождая рассказом)
Воспитатель: а теперь немножко разомнемся.
4. Физкультминутка
Деревце мы посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой его полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
Деревце уж подросло, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняло, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
5. Поделки из скорлупы грецкого ореха.
Воспитатель: Мы узнали каким бывает грецкий орех в разное время года, что ядро грецкого ореха похож на мозг человека, теперь пора открыть орех со свитком и прочитать что написано на нем. (воспитатель читает: задание детям «Сделайте из орехов поделки»)
Воспитатель: А сейчас приготовим рабочее место. Будем выполнять задание и делать божьих коровок из скорлупы грецкого ореха (дети изготавливают поделку божью коровку, воспитатель помогает, если кто-то затрудняется) Воспитатель: Выставьте свои работы, пусть белка Ленка полюбуется, как вы превратили орешки в чудесные божьи коровки. Белке Ленке очень понравились ваши работы! Ребята, в корзинке остался ещё один орех со свитком.
Воспитатель читает: «Я дарю вам орехи, за то, что вы были сегодня активными, и превратили орешки в замечательные божьи коровки».
Воспитатель: а теперь, ребятки, дружно станьте по порядку. (Дети становятся по порядку).
6. Игра «Передай орешек» (под весёлую музыку дети передают орех и говорят комплименты друг другу).
7. Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, про что мы сегодня читали? (про грецкий орех)
Что мы рассматривали? (дерево грецкий орех в разные времена года)
Какое задание нам дала белка Ленка? (сделать поделки из скорлупы ореха)
В какую игру играли? (игра передай орешек)
Что у нас получилось? (божьи коровки)
Воспитатель: Спасибо белка Ленка, она возвращается к себе в лес и просит нас беречь и защищать деревья, а теперь нужно нам п