Кольдяева Надежда
Проект по экологии для детей средней группы «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии для детей средней группы "Путешествие в мир насекомых".
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Публикация «Проект по экологии для детей средней группы „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.
Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; программа под редакцией Васильевой не связана рамками обязательных учебных программ; она имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Цель:
- Развивать представление о многообразии насекомых, их приспособленности к условиям жизни. Учить классифицировать насекомых. Развивать творческое воображение детей путём изображения насекомых в своих творческих работах.
Задачи:
- Закрепить представления детей о насекомых.
- Рассказать какой вред или пользу приносят насекомые окружающему их миру.
- Воспитать у детей бережное отношение к природе.
Участники проекта: Педагоги, дети и их родители.
По продолжительности: краткосрочный
Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.
Этапы проекта
Этапы проекта Деятельность с детьми. Деятельность педагогов.
Подготовительный Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме. Подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений. Изготовление настольных игр (разрезные картинки, раскраски). Разработка занятий и бесед о насекомых.
Основной Проведение занятий по теме «Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности детей, изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми; организация выставки детских работ «Милые букашечки», консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе».
Заключительный Проведение итогового занятия: «Путешествие в мир насекомых». Оформление творческой выставки: «Милые букашечки», коллаж: «Эти удивительные насекомые».
Комплексно-тематическое планирование по теме: «Путешествие в мир насекомых»
Образовательная область Вид деятельности
Социально-коммуникативное развитие -Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». - Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха». - Работа с разрезными картинками (из 4 – 6 частей) по теме: «Наши букашечки - таракашечки».
- Лото: «Насекомые».
-Развивающая игра: «Кто, где живет?»
Познавательное развитие - Разработка занятий по ознакомлению детей с насекомыми. - Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских энциклопедиях. - Наблюдения на прогулках за насекомыми. - Составление рассказов о насекомых с помощью схем. - Разучивание стихов и песенок о насекомых. - Отгадывание загадок. - Беседы на тему: «Какую пользу приносят людям пчелы?», «Правила безопасности при встрече с насекомыми».
- Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай мух», «Каких жучков больше?», «Чего больше – пчелок или бабочек?». - Дидактические игры: «Отгадай насекомое», «Собери цветок», «Кто лишний?», «Закончи предложение», и др.
Речевое развитие - Словесные игры: «Пчелки и ласточки», «Медведь и пчелы»;
- Логоритмические упражнения: «друзья помогли», «Насекомые над лугом». - Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка» и др.
– Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке». Чтение художественной литературы:
- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажжужала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке». - В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
- В. Степанова «Стрекоза».
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
Художественно-эстетическое развитие - Рисование (монотипия): «Необыкновенные красавицы».
- Конструирование из бумаги: подставка для карандашей: «Пчелки». - Аппликация: «Божии коровки».
- Лепка из солёного теста: «Удивительный мир насекомых»
. - Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики». - Выставка детских работ: «Милые букашечки». - Коллаж: «Эти удивительные насекомые».
Физическое развитие -«Медведь и пчелы».
- «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
- «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики». - «Горячо – холодно». - «Паук». - «Поймай комара»
Вывод.
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе, появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Конспект занятия в средней группе: «Путешествие в мир насекомых».
Цель: Расширить и систематизировать у детей знания и представления о насекомых: об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях. Дать понятие: «полезные», «вредные» и «хищные» насекомые. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Упражнять в употреблении существительных множественного числа. Формировать реалистические представления о насекомых, о природе.
Оборудование: магнитная доска, разрезные картинки с изображением насекомых, макеты насекомых.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем» и на этом паровозике отправимся в путешествие.
Сейчас каждый будет превращаться в «вагончик» и будет двигаться по кругу, называя свое имя.
Я начну. Я Надежда Александровна. Теперь вы будет называть свое имя и превращаться в вагончиком, класть руки на плечи последнему вагончику. Ну что поехали!
- Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)
- Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.
- Ой, а что это такое лежит на полянке?
- Это конверт с письмом.
- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.
Письмо.
Помогите! Помогите!
Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.
Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.
(подпись) Насекомые.
- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)
Тогда слушайте.
1. У нас четыре крыла.
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют её (Стрекоза)
(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)
2. Погляди на молодцов,
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки,
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может….(муравей)
3. Этот маленький скрипач,
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик)
4. Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
На спине кружочки,
Черненькие точки. (божья коровка)
5. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок,
Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)
- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.
- Какие вы молодцы!
- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)
- Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).
-А что общего у всех насекомых? (у них тело рассечено на голову, грудь и брюшко)
Сейчас мы с вами в этом убедимся, собрав картинки разных насекомых из четырех частей. Пожалуйста можете начинать.
-Кто у вас получился? (дети называют).
Воспитатель: Ребята, скажите мне где живут насекомые? (Ответы детей) Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде.
- А как они передвигаются? Ответы детей: Бегают, прыгают, летают.
Давайте немножко отдохнем, выходите на коврик, становитесь в круг.
Динамическая пауза «Бабочка»:
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
А сейчас я предлогаю вам поиграть в одну игру, она называется «Закончи предложение». Я начну предложение а тот у кого в руках будет … должен его закончить.
Игра: «Закончи предложение».
Жук большой,а комар…. маленький
Бабочка летает,а гусеница…ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи….в муравейнике
У птиц две лапки,а у насекомых…шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
4. Установление понятия: «полезные», «вредные» и «хищные» насекомые. Воспитатель: Как много насекомых живет на нашей земле, а как вы думаете: это хорошо или плохо? - Какую пользу они приносят? Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед.
Воспитатель: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему? Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают. Воспитатель: Итак, на какие группы мы можем разделить насекомых? Ответы детей: Полезные и вредные.
Воспитатель: Назовите полезных насекомых и положите их картинки на верхнюю полочку. Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей.
- Какую пользу они приносят? Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса.
- Назовите вредных насекомых и положите их картинки на нижнюю полочку. Ответы детей: Муха, комар, гусеница.
- Какой от них вред? Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера – полосатая пчела,
(На каждое название насекомого загибают один пальчик).
А за нею шмель - шмелёк и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
(Делают кружки из пальцев и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости присели (роняют ладони на колени).
Воспитатель: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? Потому, что прячется в траве. Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? Она яркая, похоже на цветок. У насекомых защитная окраска, как и места, их обитания. - Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).
А я знаю,что детки нам приготовили частушки про насекомых,давайте послушаем.
Частушки о насекомых:
1. Мы весёлые ребята
Вам частушки пропоём:
Про жуков и бабочек
И про то, как мы живём.
2. На полянке бабочки
На цветочки сели,
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели.
3. Если к вам болезнь пришла.
Тело жаром пышет
Врач по имени «Пчела»
Вам рецепт пропишет.
4. Хороша была пчела,
Когда мёду нам дала,
А ведь раньше – прошлым летом
Так ужалила при этом!
5. Муравьишка – хвастунишка
Влез на ёлочную шишку,
Что есть силы, закричал:
«Я чудовище поймал!»
6. Меж берёзок паучок
Сплёл красивый гамачок.
И теперь, он жарким днём
Спит, покачиваясь в нём.
7. На тропинке, возле речки,
Целый день грустил кузнечик,
Он с утра не ел, не спал
Свою скрипочку искал.
8. В ярко – красненькой обновке
Плачет Божия коровка
Зайка рядышком присел,
Пожалеть её хотел.
9. Я тоже слон – сказал комар,
Хоть пока ужасно мал
Вам подтвердит любой цветок,
Что я имею хоботок.
10. Мы пропели вам частушки –
Хорошо – ли, плохо – ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего. Вот и заканчивается наше путешествие на лесную полянку. Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с гостями, и на память об этом путешествии подарим им вот таких замечательных пчелок.