Ольга Александрова
Проект по внедрению в работу с детьми с нарушением зрения здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих методик В. Ф. Базарного
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В соответствии с ФГОС ДО мы строим свою работу с целью охраны и укрепления физического и психического здоровья наших воспитанников, учитывая их индивидуальные потребности, связанные с состоянием здоровья. Нашу группу посещают дети с нарушением зрительной функции, поэтому перед нами остро стоит проблема сохранения и повышения остроты остаточного зрения и всестороннего развития наших воспитанников. В беседах с родителями о том, как они заботятся дома о здоровье зрения своих детей, мы получали однотипные ответы: «Не даем много смотреть телевизор», «Проходим регулярное лечение», «Следим за временем игры на компьютере» и т. п. На вопрос «Используете ли Вы ранее данные нами рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития зрительной функции?» многие родители отвечали «Нет» по разным причинам (забываем, потеряли памятки и т. д.) Поэтому мы, педагоги группы, поставили перед собой задачу найти и внедрить в работу здоровьесберегающие зрение методики, которые просты в использовании как в условиях детского сада, так и дома. Знакомясь через интернет-ресурсы с опытом работы с детьми с нарушением зрения, мы заинтересовались некоторыми здоровьеразвивающими и здоровьеукрепляющими методиками Владимира Филипповича Базарного, которые отличаются своей доступностью и широким спектром применения. При знакомстве родителей с запланированными для реализации в группе методиками В. Ф. Базарного на родительском собрании мы получили единогласное одобрение.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с нарушением зрения через внедрение здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих методик В. Ф. Базарного.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о факторах, способствующих сохранению здоровья глаз (соблюдение правил личной гигиены, лечение, выполнение различных игр и упражнений для развития зрительных функций) и факторах, разрушающих их здоровье.
- Формировать умение правильно выполнять тренаж по опорным зрительно-двигательным траекториям (офтальмотренажерам) разного вида.
- Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, включив в него методики В. Ф. Базарного.
Развивающиее:
- развивать зрительно-двигательную поисковую активность в пространстве, активизировать работу глазодвигательных мышц, способствовать снижению психической и физической утомляемости при использовании сенсорно-дидактических подвесок.
- Развивать мышечно-телесную и зрительную координации и их синхронизацию через использование в образовательной деятельности режима «телесной вертикали».
- Стимулировать развитие навыков личной гигиены.
Воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью, в частности к зрению, понимание необходимости соблюдать правила заботы о своем зрении и желание выполнять их.
- Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, умение использовать их по назначению.
Вид проекта:
По доминирующему методу: практико-ориентированный.
По характеру содержания: ребенок и здоровье.
По характеру участия в процессе: заказчики - родители, эксперты – педагоги группы, участники – дети, родители, педагоги группы.
По характеру контактов: в контакте с семьей, внутри группы.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Планируемый результат:
- дети проявляют знания о факторах, способствующих сохранению здоровья глаз и разрушающих их здоровье;
- дети демонстрируют осознанное отношение к своему здоровью, в частности к зрению, понимание необходимости соблюдать правила заботы о своем зрении и желание выполнять их;
- у детей сформировано потребность и умение выполнять тренаж с помощью различных офтальмотренажеров;
- дети не проявляют психическую и физическую утомляемость в образовательной деятельности;
- у детей развиты зрительно-моторная координация, чувство локализации в пространстве;
- у детей наблюдается сохранность или улучшение клинической картины офтальмологического заболевания.
1 этап
Деятельность педагога:
• Изучение методической литературы, опыта работы по теме проекта
• Анализ развивающей
предметно-пространственной среды группы на предмет оснащенности дидактическим, игровым и демонстрационным материалом для развития зрительной функции воспитанников.
• Составление плана реализации проекта.
• Составление перспективного планирования здоровьесберегающей деятельности по технологии В. Ф. Базарного
• Сбор справок об офтольмологических диагнозах и остроте зрения воспитанников для составления диаграмм и анализа проведенной работы в рамках проекта
• Изготовление и приобретение оборудования для реализации проекта (настенная Схема Универсальных Символов- СУС, сенсорно-дидактические подвески, офтальмотренажеры настенные и плоскостные – «Спираль», «Разноцветные дорожки» и др., предметные картинки на магнитной основе, магнитная доска, лазерная указка).
• Информирование родителей воспитанников о запланированных для реализации в группе методиках В. Ф. Базарного на родительском собрании.
• Привлечение родителей к созданию условий для реализации проекта (закрепление схемы СУС и сенсорно-дидактических подвесок, изготовление индивидуальных массажных ковриков)
Деятельность детей:
• Беседа «Зрение и его значение для человека»
• Практическое упражнение «Пройди по дорожке с открытыми и закрытыми глазами»
2 этап
[/b]
Деятельность педагога:
• Обучение детей правильному выполнению тренажа по схеме универсальных символов В. Ф. Базарного (СУС) и офтальмотренажерам разного вида.
• Построение образовательной деятельности в режимах телесной вертикали и зрительных горизонтов.
• Обеспечение сменяемости иллюстрированного материала на сенсорно-дидактических подвесках в соответствии с календарно-тематическим планированием.
• Выступление на педагогическом совете ДОУ с опытом внедрения в работу здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих методик В. Ф. Базарного
• Анкетирование родителей «Знаю ли я как сохранить здоровье глаз моего ребенка?»
• Проведение консультации-практикума с родителями по выполнению тренажа по схеме универсальных символов В. Ф. Базарного (СУС).
• Памятка для родителей «Поможем ребенку сохранить и повысить зрительные функции»
• Схемы универсальных символов для индивидуального использования в домашних условиях + памятка по работе с ними (для родителей)
Деятельность детей:
• Беседы «Как мы заботимся о глазах?», «Что нужно делать, чтобы глаза видели лучше?».
• Закрепление представлений о значении зрения в жизни человека и развитие сенсорной сферы через практические упражнения: «Нарисуй с закрытыми глазами», «Чудесный мешочек», «Коробочка загадок», «узнай по запаху», «Помоги другу пройти по дорожке» и т. д.
• Дидактическая игра «Валеология: глаза».
• Чтение стихов, пословиц и поговорок о глазах, здоровье (Приложение 4)
• Выполнение зрительных тренажей с помощью различных офтальмотренажеров как в совместной с педагогом деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
• Использование материала на сенсорно-дидактических подвесках для совместных игр с педагогом и друг с другом в свободной деятельности, придумывание собственных игр («Найди, что я задумал», «Отгадай загадку», «Что где находится» и др.).
• Помощь в совместной с воспитателем работе со схемой универсальных символов (раскладывают, убирают на место массажные коврики).
• Дети по собственному желанию в самостоятельной деятельности используют схему универсальных символов для снятия зрительного напряжения.
• Дети как по инициативе педагогов, так и по собственному желанию проводят тренажи по самостоятельно нарисованным на магнитной доске зрительным траекториям.
3 этап
Деятельность педагога:
• Использование здоровьеразвивающих и здоровьеукрепляющих методик В. Ф. Базарного на открытом итоговом занятии.
• Презентация реализации проекта на итоговом педагогическом совете ДОУ и родительском собрании.
Деятельность детей:
• В различных видах деятельности (образовательной, совместной, самостоятельной) дети правильно выполняют тренаж с помощью различных офтальмотренажеров.
• В беседах, играх дети демонстрируют знания о факторах, способствующих сохранению здоровья глаз и разрушающих их здоровье.
• В различных режимных моментах дети проявляют навыки личной гигиены, в том числе гигиены зрения.
Перспективное планирование здоровьесберегающей деятельности по технологии В. Ф. Базарного
Сентябрь
1 неделя-Ежедневно (СОВД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Познакомить детей со схемой универсальных символов В. Ф. Базарного (СУС) в режиме непроизвольного зрительно-моторного «скольжения».
2 неделя-Ежедневно (СОВД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Учить правильно выполнять тренаж по СУС, следя за лазерной указкой. Снятие зрительной и общей утомляемости.
3 неделя-Ежедневно (СОВД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Учить правильно выполнять тренаж по СУС с вытянутыми вперед руками. Развивать зрительно-моторную реакцию. Снятие зрительной и общей утомляемости.
4 неделя -Ежедневно (СОВД, СД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Формировать желание выполнять тренаж по СУС в самостоятельной деятельности. Развивать зрительно-моторную реакцию. Снятие зрительной и общей утомляемости.
Октябрь[/b]
1 неделя -Ежедневно (СОВД, СД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Развитие мышечно-телесной и зрительной координацию и их синхронизация; снятие физической и психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Ежедневно (ОД)
Режим динамической смены поз. Цель. Формировать умение воспринимать информацию, проявлять познавательную активность в режиме телесной вертикали.
2 неделя -Ежедневно (СОВД, СД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Развитие мышечно-телесной и зрительной координацию и их синхронизация; снятие физической и психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Ежедневно (ОД)
Режим динамической смены поз. Цель. Продолжать формировать умение воспринимать информацию, проявлять познавательную активность в режиме телесной вертикали. Развивать зрительно-ручную, телесно-координаторную, психо-эмоциональную системы организма, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Ежедневно (СОВД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Обучать правильному выполнению тренажа по офтальмотренажеру «Спираль»; развивать зрительно-моторную координацию; активизировать работу глазодвигательных мышц. https://videouroki.net/razrabotki/primenenie-trenazherov-bazarnogo-na-zanyatiyakh-statya.html
3 неделя -Ежедневно (СОВД, СД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Развитие мышечно-телесной и зрительной координацию и их синхронизация; снятие физической и психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Ежедневно (ОД)
Режим динамической смены поз. Цель. Формировать умение воспринимать информацию, проявлять познавательную активность в режиме телесной вертикали, стоя на массажных ковриках. Развивать зрительно-ручную, телесно-координаторную, психо-эмоциональную системы организма, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Ежедневно (СОВД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Обучать правильному выполнению тренажа по офтальмотренажеру «Цветные дорожки»; развивать зрительно-моторную координацию; активизировать работу глазодвигательных мышц.
Ежедневно (ОД)
Построение образовательной деятельности в режиме зрительных горизонтов и подвижных объектов. Цель. Развитие зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве при использовании сенсорно-дидактических подвесок («сенсорных крестов»); формированию устойчивого чувства зрительной локализации (координации) в пространстве.
4 неделя -Ежедневно (СОВД, СД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Развитие мышечно-телесной и зрительной координацию и их синхронизация; снятие физической и психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Ежедневно (ОД)
Режим динамической смены поз. Цель. Активизация межсистемной координации, чувства локализации в пространстве, повышение эффективности произвольно-моторной деятельности, снижение психической и физической утомляемости.
Ежедневно (СОВД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Отрабатывать умение правильно выполнять тренаж по опорным зрительно-двигательным траекториям (офтальмотренажерам) разного вида. Развивать зрительно-моторную координацию; активизировать работу глазодвигательных мышц.
Ежедневно (ОД)
Построение образовательной деятельности в режиме зрительных горизонтов и подвижных объектов. Цель. Развитие зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве, поддержание развития функций зрения.
Ноябрь - Май
Ежедневно (СОВД, СД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Развитие мышечно-телесной и зрительной координацию и их синхронизация; снятие физической и психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Ежедневно (ОД)
Режим динамической смены поз. Цель. Активизация межсистемной координации, чувства локализации в пространстве, повышение эффективности произвольно-моторной деятельности, снижение психической и физической утомляемости.
Ежедневно (СОВД)
Зрительно-координаторный тренаж. Цель. Отрабатывать умение правильно выполнять тренаж по опорным зрительно-двигательным траекториям (офтальмотренажерам) разного вида. Развивать зрительно-моторную координацию; активизировать работу глазодвигательных мышц.
Ежедневно (ОД)
Построение образовательной деятельности в режиме зрительных горизонтов и подвижных объектов. Цель. Развитие зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве, поддержание развития функций зрения.