Ирина Никулина
Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения
Никулина И. В.
Воспитатель ГБОУ №36 компенсирующего вида
Приморского района города Санкт-Петербурга
Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения.
Публикация «Формирование предметных представлений в обучении детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Как известно. дети с раннего возраста воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Всё ,что ребёнок видит,слышит и осязает, отражает мозг. Даже хорошо видящие дети не всегда усматривают в предмете то, что нужно,а для восприятия детей с нарушением зрения это особенно характерно. Зачастую взгляд ребёнка скользя по предмету,останавливается лишь на том,что «бросается в глаза». Часто ребёнок не улавливает различительных,цветовых и других признаков. У детей со зрительной патологией наблюдается низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах, создаются нечёткие,неполные, а подчас и искажённые зрительные образы. Поэтому формирование предметных представлений у детей со зрительной патологией имеет большую практическую значимость.
Формирование предметных представлений особенно нуждается в целенаправленной специальной организации т. к. нарушения зрения разнообразны по клиническим формам, степени выраженности дефекта, структуре нарушенных функций. Основной контингент нашего сада составляют дети с косоглазием, близорукостью, амблиопией и астигматизмом.
Для детей с косоглазием и амблиопией характерно отсутствие бинакулярного зрения. При наличии монокулярного же зрения страдает точность и полнота зрительного восприятия, дефференциация направлений. При этом ребёнку трудно определить местонахождение предмета в пространстве, его объём и удалённость. Как следствие, знания детей с нарушением зрения о предметном мире имеют частичный,неполный, фрагментарный характер.
На основе анализа трудов ведущих российских тифлопедагогов можно сделать следующие выводы:
-дети с нарушением зрения испытывают трудности при предметном восприятии (при определении величины предмета, его объёма, насыщенности его цвета,его оттенков);
-восприятие объектов замедленное, фрагментарное,
-уровень предметных представлений у детей с нарушением зрения ниже, чем у сверстников с с нормальным зрением.
Поэтому необходимо создавать условия для преодолевания этих трудностей,вырабатывать систему работы по фомированию правильных предметных представлений. В основу работы дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения положен диагностический материал по восприятию предметов и их изображений, разработанный Л. В. Фомичёвой, который предусматривает :узнавание,называние предмета; выделение его частей,признаков, обобщение в понятиях, классификацию.
Можно сформулировать следующие задачи для преодоления недостатков восприятия предметов у детей с нарушениями зрения :
- формирование приёмов восприятия объекта на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов;
-обучение узнаванию и выделению предмета среди других, определение его свойств и назначения.
-формирование приёмов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации;
-обогащение знаний и формирование представлений об эталонах (цвет, форма, величина, расположение в пространстве);
-обучение приёмам классификации, группировки и обобщения знаний о предмете с целью формирования понятий.
Предметные представления и понятия формируются по следующим темам :
-овощи-фрукты;
-одежда;
-транспорт;
-посуда, мебель;
-животные;
-птицы;
-цветы;
- насекомые;
-деревья.
В результате работы выяснилась необходимость использования нестандартных методов развития познавательной сферы у детей с нарушением зрения.
Содержание занятий по формированию предметных представлений предусматривает
- рассматривание,
- описание,
- сравнение предметов.
При этом очень эффективно использование алгоритмов. С опорой на алгоритм детям детям проще описать предмет, сравнить его с другим.
Затем осуществляется составление таблиц (карточек, по типу мнемотаблиц, с последовательным внесением сведений о предмете. В 9 или 12 клетках схематично изображаются те или иные данные об объекте. Изображения рассматриваются слева направо по рядам. Затем дети воспроизводят таблицу: на раннем этапе –по образцу, затем по памяти. Итогом работы является составление рассказа об изучаемом предмете.
Следующим этапом работы является придумывание описательных загадок. Вначале педагог предлагает образец,с опорой на самые характерные признаки предмета.
В старших группах загадки составляется по принципу сравнения («как…», «но не»).
Следующий этап- игра под названием «Да-нетка». Это последовательное загадывание ведущему вопросов по алгоритму,предусматривающее использование ответов «да» или «нет», что в конечном итоге, приводит к отгадыванию детьми, задуманного ведущим предмета. На начальном этапе роль ведущего отводится педагогу.
Заключительным этапом служит составление творческого рассказа о предмете. Рассказ составляется по алгоритму: место, время, сюжет.
Как показывает опыт,описанные технологии ускоряют процесс усвоения детьми знаний, способствуют повышению познавательного уровня, обогащению словарного запаса, формированию речевых умений и навыков.
Принимая во внимание недостатки зрительного восприятия, влияющие на мыслительные операции, необходимо при обучении детей с нарушением зрения учитывать нижеизложенные условия :
1. При знакомстве с объектом снижать темп ведения занятия.
2. Наглядный материал должен быть крупным, точным по форме и деталям,с чётким контуром (обвести чёрным цветом).
3. Необходимо выбирать правильный фон. (наиболее благоприятен чёрный или белый; зелёный – успокаивающий или оранжевый- стимулирующий.)Предмет и фон должны быть контрастны по цвету.
4. На доске должно быть не больше 8-10 предметов при размере 10- 15 см,
или 3-5 предметов при размере 20-25см.
5. Материал для рассматривания должен находится не далее 1 метра от глаз;
размер натуры - 20-25 см;
раздаточный материал -2-5 см.
6. Свет должен падать слева сверху.
7. Педагог находится у доски справа, лицом к детям.
8. Необходимо использовать указку с красным наконечником (возможно использовать лазерную)
Таким образом, поскольку ребёнок с нарушением зрения испытывает трудности в процессе обучения,это требует от педегога специальной поддержки данной категории детей и использовании в работе новых методов и технологий.