Елена Бояркина
Социализация детей с нарушением зрения посредством музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с нарушением зрения по средствам музейной педагогики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Публикация «Социализация детей с нарушением зрения посредством музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современный музей активно участвует в процессе непрерывного образования, решая развивающие, образовательные и воспитательные задачи, способствуя социализации личности. Музейные предметы,несущие в себе социальный опыт и глубокое гуманистическое содержание, приобщают ребенка к культуре и к окружающему миру.
Музейное искусство является проводником накопленных культурных ценностей, социальных норм, что способствует социализации личности. Именно период дошкольного детства относится к наиболее важной для формирования личности или детской социализации, формирует ее базовую структуру. Используя различные специфические средства музейный предмет, музей способствует социализации и социальной адаптации детей дошкольного возраста, удовлетворяя свои значимые потребности.
Дети с нарушением зрения – это дети, образование которых призвано быть более индивидуализированным, оно часто требует использование специальных методов и средств, обеспечение особой образовательной среды. То музейное образовательное пространство, которое создано на базе нашего детского сада ориентировано на обеспечение различных направлений развития не только детей с нарушением зрения, а всех дошкольников и решает соответствующие задачи:
- социально-коммуникативное направление (искусство-средство реабилитации ребенка имеющего проблемы со зрением, с речью; развитие способностей происходит в процессе музейной коммуникации - вербальные и невербальные средства общения).
- эмоциональное направление (развитие духовного потенциала личности ребенка, воспитание культуры чувств посредством обретения опыта эмоционального реагирования на музейные экспонаты).
- историко-художественное (воспитание ценностного отношения к искусству и к историческому прошлому, вовлечение ребенка в художественно-эстетическую деятельность, создание прекрасного своими руками).
- патриотическое направление.
- формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного или остаточного зрения и сохранных анализаторов.
Ценным в музейном образовании с точки зрения решения задач социализации и развития детей с нарушением зрения является то, что в музейном образовании происходит не только передача конкретного содержания, но и создание специальных условий, где у ребенка появляется возможность выбирать личностно значимое содержание, посотрудничать с другими по поводу этого содержания.
Одним из вариантов расширения образовательного пространства дошкольников с нарушением зрения, индивидуализации их образования является на наш взгляд реализация идей музейной педагогики, которая выступает как уникальная практика культурной и социально- образовательной деятельности в детском саду.
Какие мы используем формы работы с детьми с нарушением зрения?
- беседы, рассказы
- экскурсии во все группы
- самостоятельное рассматривание экспонатов
- дидактические игры
- загадки
- просмотр презентаций и мультфильмов
- театрализация.
Одна из важнейших задач- это социальная адаптация слабовидящих дошкольников в общество здоровых сверстников. Именно поэтому мы организовываем экскурсии в группы общего развития. И вообще успешная социализация детей с нарушением зрения во многом обеспечивается их умением рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, которая поступает через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно – тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность); умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающим. Все это,в условиях пребывания дошкольников данной категории в детском саду, формируется гораздо быстрее в процессе познания музейной педагогики.
В целом музейная педагогика наряду с другими образовательными технологиями и средствами может служить эффективным способом социализации дошкольников с нарушением зрения. Она предоставляет ребенку с нарушением зрения возможность выбора значимого содержания, возможность индивидуального отношения к предлагаемым знаниям, дает возможность реализовывать потребность в свободном выборе своих действий, обеспечивает совместность с другими и самореализацию.