Наталья Куприяненко
Проект по теме «Календарь, часы и время»
Проект по теме
«Календарь, часы и время»
(подготовительная группа №7 «Солнечные лучики»).
Проект проводится в рамках тематической недели
«Календарь, часы и время».
Вид проекта.
Познавательно - исследовательский, краткосрочный.
Публикация «Проект по теме „Календарь, часы и время“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Время реализации проекта: 09.02.2018г. – 12.02. 2018г.
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы «Солнечные лучики».
- Воспитатель: Куприяненко Н. И.
- Родители.
Актуальность темы:
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.
Цель проекта:
Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
2. Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
3. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
4. Узнать о принципах работы часов.
5. Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
6. Познакомить с принципом изготовления песочных часов.
Гипотеза образовательного проекта:
«Если время существует, то его можно увидеть».
Этапы проекта:
I этап – Подготовительный.
1. Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
2. Постановка цели и задач.
3. Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.
4. Разработка плана мероприятий основного этапа.
5. Обогащение предметно - пространственной развивающей среды в группе.
II этап - Основной.
1. Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей.
2. Самостоятельная деятельность в ДОУ и семье.
3. Образовательная деятельность.
III этап – Заключительный.
1. Оформление мини - выставки «Часы».
2. Составление картотек: (конспекты занятий, картотека стихов, загадок, игр, пособий).
3. Оформление обучающих презентаций «Современные часы», «Этапы развития часов».
4. Презентация экспонатов выставки.
Ресурсы:
Информационные:
демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка стихов, поговорок и пословиц о часах.
Интеллектуальные:
знания детей, родителей и педагогов, загадки о часах, сутках, времени года.
Кадровые:
рассказы о профессии, связанной с ремонтом часов и их производстве.
Материально-технические:
фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
1. Освоение информационно - исследовательского метода.
2. Повышение уровня педагогической компетентности,
профессиональный рост.
3. Повышение качества работы с детьми через использование различные
виды деятельности.
Для детей:
1. Знают приборы измерения времени.
2. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого.
3. Используют полученные знания в практической деятельности.
4. Различают длительность отдельных временных интервалов.
5. Пополнение словарного запаса детей.
6. Сближение и взаимодействие детей друг с другом, улучшение отношений между взрослыми и детьми.
Предварительная работа:
1. Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.
2. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой»,
«Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.
3. Использование дидактических игр:
«Всё о времени», «Учим часики», «Узнай время», «Времена года»,
«Время суток».
4. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».
5. Игры - драматизации для малышей о времени.
Продукт проектной деятельности:
- Оснащение атрибутами группы.
- Оформление мини - музея часов.
- Презентация «Календарь. Меры времени сутки, год».
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. «Что было до…», М., ТЦ «Сфера», 2001г.
2. Дыбина О. В. «Неизвестный мир», М., ТЦ «Сфера», 2002г.
3. Дыбина О. В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003г.
4. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера», 2002г.
5. Кобитина И. И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991г.
6. Куликовская И. Э., Совчир Н. Н. «Детское экспериментирование», М., Педагогическое общество России, 2003г.
7. Соболева А. В. «Загадки – смекалки», Гном – Пресс, 2006г.
8. Шорыгина Т. А. «Формирование временных представлений», М., Книголюб, 2004г.
9. Сорокина А. В. «Дидактические игры в детском саду».
Беседы:
«Что такое календарь?».
«Сегодня, завтра и вчера».
«Что такое время?».
Почему люди говорят «Время наше богатство – береги его».
«Какие бывают часы».
«Часы в быту».
«Цветочные часы».
Пословицы и поговорки:
«Порядок бережет время».
«Наладь порядок – дальше он сам пойдет».
«Упустишь минутку – потеряешь час».
«Береги секунду – с нее начинается выигрыш времени».
«Делу время – потехе час».
Чтение:
С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах».
С. Жупанин «Лесные часы».
Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома часовщика».
Й. Змай «Часы».
Котляр Э. П. «Часы – часики».
Прокофьев С. Л. «Часы с кукушкой».
Сапгир Г. В. «Часы», Лабиринт Пресс, 2009г.
Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени».
Подбор дидактических игр:
По формированию представлений о временах года.
«Когда это бывает?».
Лото «Времена года».
«Помоги незнайке собраться на прогулку».
«Когда деревья надевают этот наряд».
«Волшебный круг».
«Лови, бросай, месяцы года называй».
«Собери месяцы вместе».
«Какое время года заблудилось?».
«Что перепутал художник».
«Какое время года я загадала?».
Игры-путешествия в различные времена года.
По формированию представлений о частях суток.
«Кто работает рано утром?».
«Путешествие ночью».
«Назови пропущенное слово».
«День и ночь».
«Кто, когда спит».
«Что я люблю делать днем, утром…».
«Подбери картинки».
«Время суток».
«Скажи наоборот».
Игры-путешествия в разные части суток.
По формированию представлений о днях недели.
«Неделька, стройся».
«Веселая неделя».
«Радуга-дуга».
«Чья неделя скорее соберется».
«Лови, бросай, дни недели называй».
«Найди соседей».
«Найди свой день».
«Я начну, а ты продолжи».
«Назовите 1, 2, 5, 7… день недели».
«Семь волшебных листков».
«Наведи порядок».
«Разноцветная неделька».
«Совушка».
«Неделькина лесенка».
Знакомство детей с часами.
«Какое время».
«Который час?».
«Часы гнома ТИК-ТАК».
«Когда начинается спектакль».
«Веселые часы».
«Мой день по часам».
«Учим часики».
«Узнай время».
По формированию представлений о текучести времени.
«Вчера, сегодня, завтра».
«Все о времени».
«Машина времени».
«Было – будет».
«Дни приходят и уходят».
«Часы и время».
«Цена одной минуты».
Подбор сюжетно-ролевых игр:
«Магазин часов».
«Часовая мастерская».
«Путешествие во времени».
Подбор подвижных игр:
«Времена года».
«Живая неделя».
«Назови сутки».
«Лови, бросай, дни недели называй».
«Незнайкина неделя».
Просмотр мультфильмов:
«Паровозик из Ромашкова».
«Двенадцать месяцев».
«Ключи от времени».
«Путешествие в страну великанов».
Развивающие мультфильмы для детей «Тик-так».
«Приключение часов».
«Математика. Определяем время по часам».
«История часов для детей».
«Сказка о потерянном времени».
«Фиксики - часы».
Слушание:
Мелодии на часах.
Аудиозапись «Часики». В. Гаврилина.
Песенка про часы «Тик-так», «Песенки весенних минут».
Игра-драматизация
«Часы с кукушкой» С. Прокофьевой.
Пальчиковая гимнастика.
«Долго мы часы заводим».
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:
- подборка материала к оформлению альбома по теме «Часы»,
- составление творческих рассказов на тему «Часы в моем доме».
- подборка стихов и загадок о часах, днях недели, временах года.
- семейный маршрут выходного дня: посещение магазина часов,
прогулка по городу – «Часы на улицах города».
Перспективный план проекта «Календарь, часы и время».
Вторник
Беседа «Что такое календарь?».
Просмотр презентации «Как появился календарь».
Дидактические игры:
Лото «Времена года».
«Что перепутал художник?».
НОД
Художественно эстетическое развитие
Рисование
«Настенные часы».
Организация выставки детских рисунков
«Настенные часы».
Подвижные игры:
«Времена года».
«Лови, бросай, дни недели называй».
Рассматривание:
«Календари» (настольные, настенные, карманные и т. д.)
Картинки «Времена года».
Просмотр мультфильмов:
«Двенадцать месяцев».
Сюжетно - ролевая игра
«Магазин часов».
Рекомендовать родителям вместе с детьми найти иллюстрации различных видов часов.
Привлечь к созданию и оформлению выставки «Необычные часы».
Среда
Беседа «Сегодня, завтра и вчера».
Просмотр презентации «Удивительный мир часов».
Дидактические игры:
«Я начну, а ты продолжи».
«Назовите 1, 2, 5, 7… день недели».
«Семь волшебных листков».
НОД
Развитие речи
Составление рассказов детей «Часы с кукушкой».
Подвижные игры:
«Живая неделя».
«Назови сутки».
Просмотр мультфильмов:
«Сказка о потерянном времени».
«Фиксики - часы».
Сюжетно - ролевая игра
«Путешествие во времени».
Дидактические игры:
«Учим часики».
«Узнай время».
Предложить родителям дома помочь ребенку приготовить небольшой творческий рассказ на тему «Часы в моем доме».
Четверг
Беседа «Что такое время?».
Просмотр презентации «Часы нашего времени».
Дидактические игры:
«Вчера, сегодня, завтра».
«Все о времени».
«Машина времени».
НОД
Социально – коммуникативное развитие.
«Какие бывают часы».
Подвижные игры:
«Живая неделя».
«Назови сутки».
Просмотр мультфильмов:
Развивающие мультфильмы для детей «Тик-так».
«Приключение часов».
Сюжетно - ролевая игра
«Часовая мастерская».
Дидактические игры:
«Когда начинается спектакль».
«Веселые часы».
«Мой день по часам».
Привлечь родителей к подборке стихов о временах года, днях недели.
Сделать подборку загадок, пословиц и поговорок о времени и часах.
Пятница
Проблемная ситуация.
Почему люди говорят «Время наше богатство – береги его».
Просмотр презентации «Главные часы нашей страны».
(Спасская башня Кремля)
Дидактические игры:
«Цена одной минуты».
«Дни приходят и уходят».
«Часы и время».
Художественно эстетическое развитие.
НОД
Чтение художественной литературы.
«Времена года в стихах А. С. Пушкина»
Конструирование
«Календарь».
Подвижные игры:
«Чья неделя скорее соберется».
«Лови, бросай, дни недели называй».
Просмотр мультфильмов:
«Путешествие в страну великанов».
Игра-драматизация
«Часы с кукушкой».
Дидактические игры:
«Кто работает рано утром?».
«Путешествие ночью».
«Назови пропущенное слово».
Предложить родителям семейный маршрут выходного дня:
посещение магазина часов,
прогулка по городу – «Часы на улицах города».
Результат: В ходе реализации проекта расширились представления
детей о времени, часах, часовом механизме, повысилась их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира.
Развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего
обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.