Светлана Валерьевна
Настенный календарь «Время и погода»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка: «Настенный календарь : «Время и погода».
Сложное понятие «Время». Настенный календарь «Время и погода» своими руками.
Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научиться определять дни недели, время суток, время года, месяца. Вашему внимаю, я предлагаю разработанный мной настенный календарь, который поможет справиться ребенку дошкольного возраста с такими абстрактными понятиями как – календарь, месяц, год, дни недели, части суток. При разработке календаря, мне хотелось показать непрерывность времени, поэтому основными фигурами для наглядности я использовала круги разной величины с картинками, делениями и стрелками, чтобы показать непрерывное движение времени.
Публикация «Настенный календарь „Время и погода“» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Погода и природные явления
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. Поэтому работу с календарем я провожу каждый день в режиме утреннего круга или перед началом первого занятия. При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способам его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Поэтому необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду и дома. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как вся наша жизнь строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели, какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающее повышенный интерес у детей. Также мы говорим о погоде и температуре воздуха и делаем пометки в календаре ( раздел: сегодня/вчера/завтра, определяем предстоящий вид трудовой деятельности, которым стоит заняться на прогулке это очень мотивирует детей быть максимально внимательными утром, идя по дороге в сад, заставляет их замечать и беречь природу и чистоту улиц и дорожек вокруг.
Знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий и по дням недели. Представленный календарь, разработан для средней группы (4-5 лет, для детей 5-6 лет и старше нужно проводить работу по закреплению понятия «месяц», по мере освоения счета до 20 и выше нужно добавить календарь с числами, зачеркивая сегодняшнее число, и в вагоны поезда с днями недели ставить данное число, наполняя вагоны числами. Далее рядом с частями суток можно добавить работу с часами и минутами, тогда понятие «Время» будет наглядно представлено в полном объеме к школьному возрасту.
Цели работы с календарем :
• Познакомить со смыслом слов: календарь, год, месяц, утро, вечер, день, ночь, сутки, неделя, сегодня, вчера, завтра.
• Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.
• Дать общие представления о временах года и их признаках.
• Дать общие представления о днях недели.
• Объединить все эти понятия, дать наглядное представление о понятии «год», «неделя», «сутки».
Работа с данным календарем проводится с песенно-стихотворной форме:
Начинаем мы со стихотворения:
Мы погоду отмечаем ежедневно : день за днём.
Много нового все вместе каждый день мы узнаём.
Изменения в природе отмечаем мы как встарь
Нам приходит на подмогу наш забавный календарь.
Время года, день недели, части суток без проблем
С лёгкостью определим мы и о них расскажем всем.
Мы с любовью наблюдаем за природой каждый день
Много тайн, открытий новых делать нам совсем не лень!
Далее определяем время суток. (Ставим стрелку на нужное время).
«Утро, вечер, день и ночь — вот и вышли сутки прочь» и настанет новый день недели!
А дней недели сколько? А дней недели – 7 (семь! Считаем и называем семь вагонов-семь дней (понедельник-1, вторник-2 и т. д.).
А дальше поем песню про дни недели: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота-а и воскресенье – у меня отличное настроение!
Далее отмечаем и показываем понятия «Сегодня» «Вчера» «Завтра» :
День, который наступил называется- сегодня (отмечаем сегодня, ставим кота по имени Сегодня, напр. он поедет в вагоне вторник,
День, который уже закончился называется вчера, (вчера был понедельник)
А день, который еще будет, еще не наступил называется завтра!
Отмечаем погоду сегодня и решаем, какой трудовой деятельностью нужно заняться сегодня и завтра.
Далее называем время года сейчас, его признаки и называем, какое время наступит после него и далее по кругу, называем признаки, объединяем в понятие «Год», здесь мне помогает восточный календарь для объяснения движения времени года (когда пройдет зима, за ней весна, за ней лето, затем осень- проходит год собаки и наступает новый год, другого зверя и он тоже будет с нами и зиму, и весну, и лето и осень встречать и т. д.).
Порядок работы с календарем можно изменять и каждый день чередовать по-разному, менять ход работы, добавлять предстоящие события и ожидания праздников.
Иногда мы играем в игру: «Мечтариум» и мечтаем о будущем времени и вспоминаем прошедшее и замечаем, какими мы стали «взрослыми». (Когда мне было 3 года, то, а сейчас мне уже четыре и я умею…. А в следующем году когда мне будет пять).